Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС ЦО от 30.04.2008 № А48-3166/07-13

Учреждения уголовно-исполнительной системы не освобождаются от уплаты в составе ЕСН платежей в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Суд не согласился с доводами о том, что нормы законодательства, устанавливающие особенности порядка предоставления медицинской помощи осужденным предусматривают ее финансирование не за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, поэтому производимые в пользу осужденных выплаты не являются объектом обложения ЕСН в части, зачисляемой в соответствующие фонды обязательного медицинского страхования. Как указал суд, нормы законодательства, регламентирующие порядок предоставления медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, не относятся к законодательству о налогах и сборах, поэтому их применение при разрешении налогового спора без применения положений гл. 24 НК РФ, недопустимо.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 апреля 2008 г. по делу N А48-3166/07-13 Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года. Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.10.07 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.07 г. по делу N А48-3166/07-13, установил: Федеральное государственное учреждение "Исправительная колония N 5 УФСИН РФ по Орловской области" (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области (далее - налоговый орган) о зачете сумм ЕСН, уплаченных в 2005-2006 годах в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в счет предстоящих платежей по налогах и погашения недоимки по налогам. Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.10.07 г. заявленные требования удовлетворены. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.07 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения. В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Учреждение в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения. Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему. Как установлено судами, основанием для обращения Учреждения в суд явился отказ налогового органа произвести зачет сумм, уплаченных Учреждением в 2005-2006 годах в составе единого социального налога в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, в счет предстоящих платежей по иным налогам или в счет погашения задолженности. Удовлетворяя заявление Учреждения, суды первой и апелляционной инстанций указали, что нормы законодательства, устанавливающие особенности порядка предоставления медицинской помощи осужденным предусматривают ее финансирование не за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, поэтому производимые в пользу осужденных выплаты не являются объектом обложения ЕСН в части, зачисляемой в соответствующие фонды обязательного медицинского страхования. Однако, судами не учтено следующее. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В силу ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Труд лиц, осужденных к лишению свободы, подлежит оплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Условия труда таких лиц также определяются трудовым законодательством (ст. 104, 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Таким образом, отношения по исполнению лицами, осужденными к лишению свободы, трудовых обязанностей, являются трудовыми. Оснований для освобождения от уплаты единого социального налога выплат, производимых в пользу осужденных, в части уплаты в соответствующие фонды обязательного медицинского страхования, главой 24 НК РФ не установлено. Следовательно, выплаты, производимые в пользу таких лиц за выполнение работ во время отбывания наказания, должны облагаться данным налогом в общеустановленном порядке. Нормы законодательства, регламентирующие порядок предоставления медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, на которые сослались суды первой и апелляционной инстанций, не относятся к законодательству о налогах и сборах, поэтому их применение при разрешении налогового спора без применения положений главы 24 НК РФ, недопустимо. Несостоятельной следует признать и ссылку судов на Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.07.02 г. N БГ-3-05/344. Как правильно отмечено судами, с января 2004 года Приказ МНС РФ, утвердивший эти рекомендации, отменен; кроме того, он не относится к актам законодательства о налогах и сборах. Кроме того, применяя положения статьи 78 НК РФ, регламентирующей основания и порядок зачета излишне уплаченных сумм налога, суды не учли следующее. В силу положений ст. 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 г. N 1499-1, финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов и других фондов. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.98 г. N 857; согласно раздела IV Устава, его финансовые средства образуются, в частности, за счет части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Налоговые органы, полномочия которых определены главой 5 Налогового кодекса РФ, не вправе распоряжаться средствами соответствующих фондов обязательного медицинского страхования. При таких обстоятельствах следует признать, что выводы судов первой и апелляционной инстанций противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку основаны на не подлежащих применению нормах материального права, в связи с чем принятые ими по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд постановил: решение Арбитражного суда Орловской области от 19 октября 2007 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2007 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.