Общество было привлечено к ответственности по ст. 119 НК РФ решением, принятым 10.01.2007. Признавая решение инспекции недействительным, суды правомерно руководствовались п. 14 ст. 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007), согласно которому неизвещение общества о времени и месте рассмотрения инспекцией материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа. Ссылка инспекции на п. 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ является ошибочной, поскольку в нем идет речь о порядке проведения и оформления налоговых проверок и иных мероприятиях налогового контроля. Вынесение решения по результатам налоговых проверок и иным мероприятиям налогового контроля является самостоятельной процедурой, поскольку решение было принято уже в 2007 году, суд правомерно применил положения НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2007. |
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование, в котором просил представить копии ведомостей на получение сумм по рациону питания членов экипажей; платежных поручений; журналов проводок 70, 50, 51; индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на всех работников плавсостава, получивших денежную компенсацию взамен рациона питания; журнала-ордера по счету; выписки из судовых журналов. Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании требования налогового органа недействительным, суд исходил из того, что в рамках выездной проверки налоговый орган вправе истребовать любые документы, в том числе и не относящиеся к налоговой или бухгалтерской отчетности. |
1. Признавая недействительным решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, арбитражный суд исходил из того, что после составления справки и акта о проведенной выездной налоговой проверке налоговый орган был не вправе принимать решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки и о приостановлении ее проведения, поскольку такие действия противоречат ст. 89 НК РФ.
2. Признавая недействительным решение налогового органа о внесении изменений в ранее принятое им по результатам проведенной выездной проверки решение, арбитражный суд указал, что нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено повторное рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, а также внесение инспекцией изменений или дополнений в ранее вынесенное решение. |
Поскольку налоговый орган не известил налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки с учетом результатов мероприятий дополнительного контроля, суд признал решение налогового органа незаконным, поскольку налоговым органом были допущены нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). |
Материалы выездной налоговой проверки в присутствии представителей организации инспекцией не рассматривались, в этот же день ею вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, после проведения которых налоговый орган не уведомлял налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При таких обстоятельствах оснований считать неправильным вывод судов о нарушении инспекцией положений ст. 101 НК РФ судебная коллегия не усматривает. Принимая решение в отношении общества, инспекция была обязана известить это лицо. Невыполнение этого требования влечет последствия в виде отмены решения налогового органа. |
Отказывая в признании недействительными решения и требования инспекции об уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, соответствующих пени и штрафа, арбитражный суд отклонил ссылку налогоплательщика на нарушение положений п. 5 и 10 ст. 89 НК РФ, устанавливающих запрет на проведение повторных выездных налоговых проверок налогоплательщика. Суд исходил из того, что решение о проведении предшествующей выездной налоговой проверки за тот же период не содержало указаний на проведение проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты спорного налога. Начисление недоимки пени и штрафа по единому налогу по результатам предшествующей выездной налоговой проверки с точки зрения закона не свидетельствует о назначении и проведении налоговым органом проверки по спорному налогу. |
Установив расхождение в данных декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль, поскольку налогоплательщиком был отражен доход от погашения векселей, но данная операция не была отражена в числе операций, не облагаемых НДС, налоговый орган направил налогоплательщику требование о внесении изменений в налоговую отчетность. Суд признал требование незаконным, указав, что требование было направлено на основании объяснений налогоплательщика, без дополнительного истребования от него и исследования документов, подтверждающих обоснованность невключения в налоговую декларацию по НДС операций по погашению векселей векселедателем. |
Суд признал незаконным решение, вынесенное налоговым органом по итогам камеральной проверки, поскольку камеральная проверка может быть проведена только на основании налоговых деклараций, а налоговый орган провел проверку только на основании имеющихся у него документов о деятельности налогоплательщика при отсутствии декларации по налогу на имущество. Доначисление налога было произведено на основании писем налогоплательщика о невозможности представить отчетность, а также налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество за первый квартал и 9 месяцев и отчета внешнего управляющего о своей деятельности в ходе внешнего управления за четвертый квартал, которые не являются документами, служащими основанием для исчисления и уплаты налога и подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налога за год. Суд указал, что налоговый орган должен был установить наличие (отсутствие) учета объекта налогообложения при применении иных мер налогового контроля, предусмотренных в ст. 82 НК РФ. |
Признавая недействительными требования инспекции о представлении документов, суд исходил из того, что требованиями запрошены документы, не относящиеся к периодам проверки, в них не указано за какие периоды налогоплательщику необходимо представить документы, не содержится конкретного наименования документов, их количества, хотя причин, препятствующих выставлению инспекцией требований с указанием конкретных дат и номеров счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, платежных поручений, актов приема-сдачи векселей у инспекции не имелось, поскольку ранее оригиналы указанных документов представлялись инспекции для ознакомления. Кроме того, обязывая налогоплательщика представить регистры налогового учета к декларациям инспекция не указывает по каким налогам их необходимо представить. |
Неизвещение налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки влечет признание недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенного по результатам такой проверки. Отклонив довод инспекции о том, что редакция ст. 101 НК РФ, действовавшая до 01.01.2007, не предусматривала обязанности извещать налогоплательщика о рассмотрении материалов камеральной проверки, суд сослался на Определение Конституционного Суда РФ № 267-О от 12.07.2006, согласно которому положения ст. 101 НК РФ распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок, поэтому в силу п. 1 ст. 101 НК РФ во взаимосвязи с ч. 4 ст. 88 НК РФ налоговый орган заблаговременно должен извещать налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной проверки. Доводы инспекции о вынесении оспариваемого решения до официального опубликования Определения Конституционного Суда РФ № 267-О от 12.07.2006 не приняты судом во внимание, поскольку оценивая норму права на соответствие Конституции РФ, Конституционный Суд РФ, не подменяя законодателя и не создавая новых правовых норм, устанавливает ее конституционно-правовой смысл, обязательный для правоприменителя. |
|