В 2004 году налоговой инспекцией было принято решение о проведении выездной налоговой проверки за 2002, 2003 годы. В 2004 году у налогоплательщика истребовались документы, проверяющие находились с проверкой на его территории. Далее, в этом же году налоговым органом выездная проверка была приостановлена до получения материалов встречных проверок и возобновлена в 2006 году, в связи с чем налогоплательщику были направлены требования о представлении документов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года. Организация, не согласная с действиями налогового органа по проведению в 2006 году проверки деятельности за 2002 год, оспорила их в арбитражном суде. Суд признал действия инспекции незаконными, поскольку налоговым органом не исполнена обязанность по проведению проверки в 2004 году, о чем свидетельствует направление им в 2006 году в адрес налогоплательщика в том числе требований о представлении документов, не имеющих отношения к полученным в ходе встречных проверок доказательствам. Кроме того, было выявлено, что основания для приостановления выездной проверки отпали еще в ноябре 2004 года. При таких обстоятельствах невыполнение налоговым органом в установленные сроки возложенной на него обязанности не является основанием и уважительной причиной для нарушения требований закона о периоде проведения проверки. |
Исходя из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 «О порядке оплаты временного заместительства» работник, назначаемый исполняющим обязанности, выполняет обязанности по занимаемой должности в полном объеме с оплатой труда по занимаемой должности, то есть обладает полномочиями по занимаемой должности. Следовательно, исполняющий обязанности руководителя налогового органа является лицом, уполномоченным совершать действия в соответствии со ст. 101 НК РФ, в том числе подписывать решения по результатам проверок. При этом нарушения Указа Президента РФ от 15.03.2005 № 295 не происходит, поскольку имеет место временное возложение исполнения обязанностей на государственного служащего по иной государственной должности, что полностью соответствует ст. 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». |
Налогоплательщик в 2005 году представил уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2002 год, скорректировав размер амортизационных отчислений по основным средствам. Налоговый орган запросил у налогоплательщика документы, подтверждающие списание в 2002 году безнадежных долгов. Поскольку общество не представило запрошенные документы, инспекция доначислила налог на прибыль. Признавая решение в данной части незаконным, суд принял во внимание, что размер ранее учтенных расходов в виде списанной задолженности в уточненной декларации не корректировался, а правомерность включения данной задолженности в состав расходов уже была подтверждена ранее в ходе выездной налоговой проверки. Следовательно, инспекция при проведении камеральной проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 2002 год вышла за пределы предоставленных ст. 88 НК РФ полномочий и фактически провела в отношении налогоплательщика повторную выездную налоговую проверку, что противоречит положениям ст. 21, 23, 31, 87 – 89 НК РФ. |
Налоговая инспекция отказала в проведении камеральной проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по основанию истечения трехлетнего срока, установленного ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок. Суд, признавая такой отказ незаконным, указал, что Налоговый кодекс РФ не ограничивает срок представления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций. Более того, в рассматриваемом случае сроки, установленные ст. 87 НК РФ, не могут быть применимы, поскольку не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций. |
Проведение осмотра помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе камеральной проверки с целью подтвердить правильность расчетов, представленных налогоплательщиком, не противоречит п. 1 ст. 88 и ст. 92 НК РФ. |
Суд признал правомерным принятие налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки решения о привлечении к налоговой ответственности в отношении ряда налогов с одновременным назначением дополнительных мероприятий налогового контроля по другим налогам, в отношении которых в акте проверки также были отмечены нарушения, и принятие в последующем по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля второго решения о привлечении к ответственности. |
Суд признал незаконными действия должностных лиц налогового органа, выразившиеся в истребовании в обслуживающем налогоплательщика кредитном учреждении сведений о движении денежных средств по принадлежащему ему расчетному счету, поскольку запрос данных был сделан не в связи с деятельностью самого налогоплательщика, в отношении которого проверка не проводилась, а в связи с проведением камеральной проверки налоговой декларации по НДС контрагента налогоплательщика. При этом суд указал, что названный запрос сделан с превышением полномочий налогового органа, поскольку касается не только отношений налогоплательщика с проверяемым контрагентом, но также и его отношений с иными контрагентами. |
Решение о проведении выездной налоговой проверки от 29.10.2004 было направлено налогоплательщику 23.12.2004 и, по данным налогового органа, получено налогоплательщиком (секретарем Камаловой) 27.12.2004. Суд пришел к выводу, что решение о проведении проверки налогоплательщиком получено не было, поскольку единственным работником налогоплательщика, имеющим фамилию Камалова, является главный бухгалтер, которая пояснила в судебном заседании, что почтовой корреспонденции не получала и доверенности на получение корреспонденции не имеет; подпись на уведомлении о получении заказной корреспонденции не принадлежит лицам, имевшим доверенность на получение корреспонденции в адрес налогоплательщика. Поскольку названное решение, повторно направленное в адрес налогоплательщика после внесения в него изменений и дополнений, было получено им 26.01.2005, годом начала проверки является 2005 год, следовательно, налоговый орган не вправе был проверять деятельность налогоплательщика за 2001 год. |
Налоговый орган при проведении выездной проверки в 2005 году повторно дал оценку счетам-фактурам, которые ранее были им оценены в ходе камеральных проверок 2002–2004 годов. Поскольку у налогового органа отсутствовали сомнения в правомерности принятия налогоплательщиком НДС к вычету при проведении камеральных проверок в 2002–2004 годах, тем самым налоговый орган дал основание налогоплательщику полагать, что его контрагенты действуют в хозяйственном обороте добросовестно. Следовательно, налоговый орган не вправе отказывать в применении налоговых вычетов на том основании, что контрагенты налогоплательщика не зарегистрированы в ЕГРЮЛ. |
Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что предметом камеральной налоговой проверки являются только налоговые декларации и регистры бухгалтерского учета, а первичные документы могут проверяться только в ходе выездных налоговых проверок. При этом суд указал, что при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган при необходимости вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы, нужные для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов. |
|