Признавая неправомерным доначисление предприятию НДС в связи с передачей им объектов основных средств в ведение министерства имущественных отношений, суд отклонил доводы инспекции о том, что такая передача в силу подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не является налогооблагаемой НДС операцией, после передачи указанных объектов они уже не участвует в производственной деятельности предприятия, в связи с чем НДС, ранее предъявленный к вычету по основным средствам, подлежит восстановлению на основании п. 3 ст. 170 НК РФ. Суд указал на то, что в действующем налоговом законодательстве не содержится требования о последующем возмещении бюджету суммы НДС, принятой к вычету при постановке на учет основных средств, после передачи этих основных средств в ведение иного предприятия. Ссылка на п. 3 ст. 170 НК РФ является несостоятельной, поскольку этой законодательной нормой ни в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 118-ФЗ, ни в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ порядок возмещения НДС при передаче имущества в ведение другого предприятия не урегулирован. |
Налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанности по восстановлению ранее принятого к вычету НДС по основным средствам в случае выбытия основных средств до их полной амортизации. Суд отклонил ссылку налогового органа на раздел 2.1 Инструкции по заполнению налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом МНС России от 20.11.2003 № БГ-3-03/644, поскольку Инструкция не может являться надлежащим обоснованием, так как не может устанавливать условия принятия НДС к вычету. |
Суд пришел к выводу, что у налогоплательщика (муниципального предприятия) не возникает обязанность по восстановлению НДС к уплате в бюджет по приобретенным основным средствам, которые по решению собственника (органа местного самоуправления) изъяты у него из хозяйственного ведения и переданы в безвозмездное пользование другому муниципальному предприятию. Суд отметил, что п. 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в том числе и по основным средствам, при этом перечень является исчерпывающим и не содержит такого основания, как передача на безвозмездной основе объектов основных средств одним муниципальным предприятием другому. |
Конфискация товара не влечет обязанности налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет НДС, ранее принятого к вычету при его приобретении. Обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом, в то время как п. 3 ст. 170 НК РФ не предусматривает такого основания для восстановления налога. Доказательств того, что товар изначально приобретался налогоплательщиком не для осуществления облагаемых НДС операций, инспекцией не представлено. |
Суд признал неправомерным требование налогового органа восстановить к уплате в бюджет суммы НДС при списании не полностью амортизированных основных средств, признанных непригодными для дальнейшей эксплуатации в связи с наличием неустранимых дефектов в результате физического и морального износа, влекущих невозможность использования их по назначению. Суд исходил из того, что при приобретении основных средств вычеты были заявлены правомерно, а налоговым законодательством до 01.01.2006 не предусматривалось обязанность восстановить НДС в этом случае. |
Суд пришел к выводу, что у общества отсутствует обязанность восстановить ранее предъявленные к вычету суммы НДС по недостающим товарам, указав, что недостача товара, выявленная при проведении инвентаризации имущества, равно как и имевшее место хищение товара к не относятся числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ. |
В соответствии с условиями договора поручения налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, принял на себя обязательства заключить от своего имени и оплатить за счет доверителя с третьим лицом договор на поставку продукции доверителю и приобрел для доверителя продукцию, оплатив при этом за свой счет стоимость товара, включая НДС. После чего налогоплательщик выставил доверителю счета-фактуры с выделением НДС, а доверитель возмещал поверенному расходы, связанные с приобретением продукции. Суд пришел к выводу, что в данном случае у налогоплательщика отсутствовала обязанность перечислять в бюджет НДС, полученный от доверителя, поскольку выставление счета-фактуры с НДС носило технический характер, счета-фактуры выставлялись посредником (налогоплательщиком) своему доверителю с отражением показателей из счетов-фактур, выставленных продавцом посреднику, чтобы у доверителя возникло право на принятие НДС к вычету. |
У общества, перешедшего с 01.01.2006 на УСН, отсутствует обязанность восстанавливать НДС в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим, по товарам, приобретенным до и использованным после такого перехода. Суд исходил из того, что соответствующие изменения, внесенные в п. 3 ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ, распространяются на отношения, возникшие только после 01.01.2006. На момент вступления в действие указанной редакции п. 3 ст. 170 НК РФ общество уже находилось на УСН. Поскольку нормы, каким-либо образом ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ, для налогоплательщиков, уже применяющих специальный налоговый режим, отсутствуют основания для восстановления сумм НДС, принятых ранее к вычету в установленном порядке. |
В том случае, если акт приема-передачи имущества в уставной капитал организации по каким-либо причинам аннулирован сторонами, а впоследствии заново составлен, обязанность восстановить НДС с остаточной стоимости переданного имущества (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ) возникает у передающей стороны не в том налоговом периоде, когда был подписан первоначальный акт, а в том периоде, когда акт приема-передачи составлен повторно. |
Списание товарно-материальных ценностей в связи с их утратой, порчей, недостачей, браком не является основанием для восстановления в бюджет сумм НДС, ранее принятых налогоплательщиком к вычету. Как отметил суд, п. 2 ст. 170 НК РФ, устанавливающий случаи, когда ранее правомерно предъявленный к вычету НДС подлежит восстановлению, таких оснований не предусматривает. |
|