Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС ВСО от 18.12.2002 № А33-6561/02-С3а-Ф02-3699/02-С1
НК РФ не ограничено право на применение налоговых вычетов при оплате НДС продавцам товаров (работ, услуг), действующим на основании договора комиссии. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 18 декабря 2002 г. Дело N А33-6561/02-С3а-Ф02-3699/02-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Борисова Г.Н., судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "КраМЗ" Сызранцевой Е.А. (доверенность от 01.01.2002 N 17); рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска на решение от 5 сентября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6561/02-С3а (суд первой инстанции: Гурский А.Ф.); УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "КраМЗ" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 15 апреля 2002 года N 96 в части уменьшения налоговых вычетов в сумме 9726328 рублей. Решением суда от 4 сентября 2002 года иск удовлетворен, признано недействительным решение налоговой инспекции от 15.04.2002 N 96 в части уменьшения налоговых вычетов в сумме 9726328 рублей. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить и отказать ООО "КраМЗ" в удовлетворении иска. Из кассационной жалобы следует, что ООО "КраМЗ" определяло размер налоговых вычетов по экспортируемой продукции пропорционально выпуску, отгрузке и реализации на экспорт продукции, тем самым не был обеспечен раздельный бухгалтерский учет по счетам приобретения (оприходования) и оплаты товарно - материальных ценностей, использованных при выпуске этой продукции, и в нарушение статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации не подтверждена правильность исчисления налога на добавленную стоимость по каждой отдельной экспортной операции. Также налоговая инспекция считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товара поставщику, поэтому возмещению подлежит налог в том случае, если оплата произведена поставщику, а не комиссионеру. ООО "КраМЗ" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что применяемая на предприятии учетная политика позволяет достоверно учитывать материальные ресурсы (работы, услуги), использованные при производстве экспортируемой продукции. Также ООО "КраМЗ" считает, что статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивают право предприятия на применение налоговых вычетов при оплате налога продавцу материальных ресурсов (работ, услуг), действующему на основании договора комиссии. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление N 26012 от 02.12.2002), однако своих представителей на судебное заседание не направила, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие. Представитель ООО "КраМЗ" в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу. Проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Как следует из материалов дела, оспариваемым решением налоговый орган предложил обществу уменьшить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2001 года в сумме 9745057 рублей. Основанием для принятия решения явился акт выездной налоговой проверки от 15.03.2002 N 51, согласно которому обществом неправомерно отнесен к налоговым вычетам за октябрь 2001 года налог на добавленную стоимость в сумме 9745057 рублей, в связи с тем, что налогоплательщиком не велся раздельный бухгалтерский учет по счетам приобретения (оприходования) и оплаты товарно - материальных ценностей, использованной при производстве экспортируемой продукции. Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что ООО "КраМЗ" в порядке, предусмотренном статьями 165, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, подтвердило право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость по экспортированной продукции за октябрь 2001 года. Данный вывод является правильным по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Из акта выездной налоговой проверки следует, что ООО "КраМЗ" в налоговую инспекцию были представлены предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации необходимые документы в подтверждение экспорта продукции на сумму 64712343 рубля, указанную в декларации по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2001 года. Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а при реализации продукции на экспорт также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса Российской Федерации. Одним из условий для применения налоговых вычетов является фактическая оплата налога продавцам по приобретенным товарам (работам, услугам). ООО "КраМЗ" была произведена оплата налога по приобретенным материальным ценностям ООО Торговый Дом "Русский Алюминиевый Прокат" на основании договора поставки от 24.05.2001 N РАП 27/2001-К. Довод налоговой инспекции о том, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), а по данному договору ООО Торговый Дом "Русский Алюминиевый Прокат" действовал как комиссионер и реализовывал продукцию, принадлежащую комитенту, был проверен судом первой инстанции и правомерно не принят во внимание, так как в данном случае комиссионер выступал в качестве продавца по совершенной им от своего имени сделке, такие действия комиссионера не противоречат требованиям гражданского законодательства, а статьями 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничено право на применение налоговых вычетов при оплате налога продавцам товаров (работ, услуг), действующим на основании договора комиссии. Исчисление налога на добавленную стоимость ООО "КраМЗ" производилось в соответствии с дополнением к приказу об учетной политике от 31.12.2000 N 707 и распоряжением от 25.12.2001. Арбитражный суд установил, что при производстве продукции на внутренний рынок использовалось только давальческое сырье по договору переработки от 24.05.2001 N РАП 25/2001-К, а для производства экспортируемой продукции сырье приобреталось по договору N РАП-27/2001-К от 24.05.2001. Поэтому ООО "КраМЗ" размер налоговых вычетов по материальным ценностям (работам, услугам), используемым для производства, как экспортируемой продукции, так и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, определялся пропорционально выпуску, отгрузке, реализации соответствующей продукции, а в отношении материалов, используемых только для производства экспортируемой продукции - в сумме уплаченного поставщикам налога. В связи с этим суд признал, что ООО "КраМЗ" велся раздельный учет приобретенных (оприходованных) и оплаченных материальных ресурсов, позволяющий достоверно определить сумму налога, уплаченного поставщикам по использованным для производства экспортированной продукции материальным ресурсам (работам, услугам). При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит. Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа ПОСТАНОВИЛ: Решение от 5 сентября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6561/02-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Г.Н.БОРИСОВ Судьи: Т.А.БРЮХАНОВА Н.М.ЕЛИЗОВА |