Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС СЗО от 31.01.2003 № А42-6964/02-С4
Отсутствует необходимость раздельного учета выручки и затрат, приходящихся на услуги по транспортировке экспортируемых грузов по территории России и за ее пределами, для применения ставки по НДС ноль процентов и налоговых вычетов, так как по ставке ноль процентов облагается не только та часть выручки, которая получена налогоплательщиком за услуги по перевозке грузов морским транспортом по территории РФ (ст. 157 НК РФ), но и та часть выручки, которая получена за услуги, оказанные за пределами территории РФ (ст. 164 НК РФ). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 января 2003 года Дело N А42-6964/02-С4 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., при участии от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" начальника претензионно-искового отдела Кочаряна А.В. (доверенность от 04.01.03 N юр-7/5), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску специалиста юридического отдела Буханцовой И.В. (доверенность от 13.09.02 N 30-14.1-33-09-52568), рассмотрев 28.01.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.02 по делу N А42-6964/02-С4 (судья Романова А.А.), УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - ОАО "ММП", Пароходство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 20.06.02 N 396. Решением суда от 07.10.02 исковые требования удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать ОАО "ММП" в иске. По мнению налогового органа, Пароходству правомерно уменьшены налоговые вычеты по результатам камеральной проверки декларации за февраль 2002 года по налогу на добавленную стоимость, поскольку истец не вел раздельный учет затрат, относящихся к облагаемому и не облагаемому налогом на добавленную стоимость обороту, несмотря на то, что перевозка экспортных грузов осуществлялась ОАО "ММП" как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Кроме того, Пароходство не во всех случаях перевозки экспортируемых грузов представило в налоговый орган грузовые таможенные декларации. В судебном заседании кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы и просил отменить решение суда по настоящему делу. Представитель ОАО "ММП", считая, что решение суда законно и обоснованно, просил оставить его без изменения. Кассационная инстанция, проверив законность решения суда, считает, что оно подлежит частичной отмене по следующим основаниям. Из материалов дела усматривается, что по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной ОАО "ММП" за февраль 2002 года по ставке 0 процентов, налоговый орган принял решение от 20.06.02 N 396, согласно которому уменьшены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость на сумму 4794235 руб. 63 коп. В названном решении указано, что в нарушение положений пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Пароходство не в полном объеме представило в налоговую инспекцию документы, подтверждающие экспорт по операциям, заявленным в декларации за февраль 2002 года. Не представлены грузовые таможенные декларации с отметками таможенных органов, осуществивших выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и отметками о фактическом вывозе товара по некоторым рейсам, следовательно, ОАО "ММП" необоснованно отражена по указанным рейсам по коду строки 010 декларации выручка в сумме 71696177 руб. 53 коп., в связи с чем неправомерно предъявлены к возмещению и налоговые вычеты, относящиеся к этой выручке. Кроме того, по мнению налогового органа, Пароходство было обязано вести раздельный учет выручки и затрат, связанных с перевозкой экспортируемых грузов по территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. Отсутствие такого учета явилось одним из оснований непринятия налоговым органом к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при перевозке экспортируемых грузов. При рассмотрении дела суд согласился с доводами Пароходства о том, что не требуется раздельного учета выручки и затрат при осуществлении перевозки экспортируемых грузов, несмотря на то, что перевозка осуществляется как по территории России, так и за ее пределами, поскольку транспортировка экспортируемых грузов от пункта отправления до места назначения является единым перевозочным процессом. Суд также согласился с доводами истца о том, что при отсутствии грузовой таможенной декларации Пароходство вправе подтвердить факт перевозки экспортируемых грузов и наличие в связи с этим права на применение по налогу на добавленную стоимость ставки 0 процентов иными документами, не перечисленными в статье 165 НК РФ. Кассационная инстанция считает соответствующими законодательству, в частности положениям статей 157 и 164 НК РФ, вывод суда о незаконности требований налогового органа о необходимости ведения налогоплательщиками - перевозчиками раздельного учета выручки и затрат, приходящихся на услуги по транспортировке экспортируемых грузов по территории Российской Федерации и за ее пределами, и отказа по этому основанию в предоставлении налоговых вычетов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ объем услуг, в целом относящихся к экспортным услугам по перевозке экспортируемых грузов, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. Названной нормой не установлено, что налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов облагается только та часть выручки, которая получена перевозчиком за услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых грузов по территории Российской Федерации, а за пределами территории Российской Федерации стоимость услуг обложению налогом не подлежит. Согласно пункту 3 статьи 157 НК РФ положения этой нормы применяются с учетом пункта 1 статьи 164 НК РФ. Следовательно, необходимость раздельного учета выручки и затрат, приходящихся на услуги по транспортировке экспортируемых грузов по территории Российской Федерации и за ее пределами, для применения к стоимости экспортируемых услуг ставки по налогу на добавленную стоимость 0 процентов и налоговых вычетов отсутствует. Вместе с тем суд первой инстанции при отсутствии на то правовых оснований признал недействительным решение налогового органа об уменьшении суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к вычету, по тем отгрузкам, по которым у ОАО "ММП" отсутствуют грузовые таможенные декларации. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Положения данного подпункта распространяются на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Статьей 165 НК РФ установлен порядок подтверждения налогоплательщиком права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов. В соответствии с этим порядком при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется в числе прочих документов грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ). Таким образом, Налоговым кодексом установлен перечень документов, которые налогоплательщик обязан представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Указанный перечень не подлежит расширительному толкованию. Соблюдение условий и порядка подтверждения права на получение возмещения налога на добавленную стоимость при налогообложении по ставке 0 процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, является основанием для применения налогоплательщиком льготной ставки налога 0 процентов и предъявления им к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспорте услуг. Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы (датой реализации) по указанным работам (услугам) является наиболее ранняя из следующих дат: последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ; 181-й день, считая с даты помещения товара под таможенный режим экспорта или таможенный режим транзита. В данном случае налоговая инспекция установила, что ко дню принятия решения об уменьшении налоговых вычетов и до истечения 180 дней, считая с даты помещения товара под таможенный режим экспорта или таможенный режим транзита, у Пароходства не собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ (отсутствуют грузовые таможенные декларации). Следовательно, до момента сбора полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, у Пароходства нет права указывать в декларации операции, облагаемые по ставке 0 процентов, и соответствующие им налоговые вычеты, так как услуги по перевозке экспортируемых грузов не признаются реализованными на основании положений пункта 9 статьи 167 НК РФ. При таких обстоятельствах следует признать, что налоговая инспекция правомерно приняла решение об уменьшении налоговых вычетов по операциям, по которым ОАО "ММП" не представлены в налоговый орган грузовые таможенные декларации. В связи с изложенным у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения иска Пароходства по этому эпизоду. Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит частичной отмене, а жалоба налоговой инспекции - удовлетворению. Руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.02 по делу N А42-6964/02-С4 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску от 20.06.02 N 396 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в связи с непредставлением грузовых таможенных деклараций. В этой части в иске открытому акционерному обществу "Мурманское морское пароходство" отказать. В остальной части решение суда от 07.10.02 по настоящему делу оставить без изменения. Председательствующий КОЧЕРОВА Л.И. Судьи КИРЕЙКОВА Г.Г. КЛИРИКОВА Т.В. |