Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС ВСО от 05.03.2003 № А74-2430/02-К2-Ф02-441/03-С1

Положения п. 2 ст. 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 5 марта 2003 г. Дело N А74-2430/02-К2-Ф02-441/03-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе: председательствующего Борисова Г.Н., судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М., при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Абаканвагонмаш" Алексеенко И.П. (доверенность от 18.02.2003), Аниной Н.С. (доверенность от 28.03.2003 N 21), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия на решение от 1 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2430/02-К2 (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г., Журба Н.М., Гигель Н.В.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Тутаркова И.В., Сидельникова Т.Н.), УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество (ОАО) "Абаканвагонмаш" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 09.07.2002 N 186. Налоговая инспекция обратилась с встречным заявлением о взыскании с ОАО "Абаканвагонмаш" 1518583 рублей налоговых санкций. Встречное заявление в соответствии со статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято арбитражным судом и рассмотрено в одном производстве с первоначальным иском. Решением суда от 1 октября 2002 года первоначальный иск удовлетворен частично, признано незаконным решение налогового органа в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 7415480 рублей, пени в сумме 2786645 рублей, штрафа в сумме 1483096 рублей. Встречное заявление удовлетворено частично на сумму 35487 рублей. В остальной части первоначального иска и встречного заявления отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года решение суда оставлено без изменения. Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение. В кассационной жалобе заявитель указывает на неправомерность вывода суда о подтверждении ОАО "Абаканвагонмаш" экспорта товаров за второе полугодие 2000 года, так как налогоплательщик не представил необходимые при вывозе товаров через морские порты поручения на отгрузку экспортируемых грузов, поэтому не имел оснований для льготного режима налогообложения. Также налоговая инспекция считает ошибочным вывода суда в части подтверждения налогоплательщиком правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании исправленных поставщиками счетов - фактур. По мнению заявителя кассационной жалобы, исправления в счета - фактуры вносились без соблюдения требований действующего законодательства, поэтому такие счета - фактуры следует рассматривать в первоначальном виде, то есть до внесения в них исправлений. В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Абаканвагонмаш" указывает на неправомерность начисления налоговым органом налога на добавленную стоимость и считает, что в представленных документах имеется достаточно информации, позволяющей сделать вывод о фактическом вывозе товаров за пределы Российской Федерации во втором полугодии 2000 года. Кроме этого, налогоплательщик считает правомерным вывод суда о том, что статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации не исключается право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками товаров при оформлении счетов - фактур. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление от 14.02.2003 N 63184), своих представителей на судебное заседание не направила, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие. Представители ОАО "Абаканвагонмаш" в судебном заседании поддержали возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу. Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что обжалуемые судебные акты следует изменить. Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Абаканвагонмаш" по вопросам соблюдения налогового законодательства в части обоснованности возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за период с 01.07.2000 по 01.10.2001. По результатам проверки составлен акт от 21.05.2002 N 186, из которого следует, что налогоплательщиком за второе полугодие 2000 года не подтвержден экспорт товара на сумму 12179712 рублей, в результате чего допущена неуплата налога на добавленную стоимость в бюджет в сумме 2435942 рублей, а также за 9 месяцев 2001 года неправомерно предъявлено к возмещению 5156975 рублей налога на добавленную стоимость по счетам - фактурам, оформленным с нарушением установленных требований. На основании материалов проверки налоговой инспекцией принято решение N 186 от 09.07.2002 о привлечении ОАО "Абаканвагонмаш" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1518583 рублей. Также налогоплательщику предложено уплатить 7592917 рублей налога на добавленную стоимость и 2826710 рублей пеней за несвоевременную его уплату. Требование от 09.07.2001 N 4277 об уплате начисленных по результатам выездной налоговой проверки сумм налога на добавленную стоимость, штрафа и пеней ОАО "Абаканвагонмаш" исполнено не было. Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Абаканвагонмаш" обратилось с иском в арбитражный суд о признании его недействительным. Налоговая инспекция обратилась с встречным иском о взыскании налоговой санкции в судебном порядке. Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, признавая незаконным решение налоговой инспекции от 09.07.2002 N 186 в части начисления налога, штрафа и пеней за второе полугодие 2000 года, исходил из того, что ОАО "Абаканвагонмаш" представлены документы, подтверждающие фактический вывоз товара за пределы территории Российской Федерации. Между тем, данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются товары, экспортируемые за пределы государств - участников СНГ, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Пункт 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 предусматривает, что для обоснования льгот по налогообложению товаров, экспортируемых за пределы государств - участников СНГ, в налоговые органы представляются определенные документы. Таким образом, право на применение налоговой льготы возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения реального экспорта товаров (работ, услуг). При этом в случае вывоза товара судами через морские порты для подтверждения факта экспорта налогоплательщики должны представлять в налоговый орган копии поручения на отгрузку с отметкой "Погрузка разрешена" и коносамента на перевозку экспортного груза с указанием порта разгрузки за пределами территорий государств - участников СНГ. Данное требование к подтверждению факта экспорта является императивным и при его невыполнении налогоплательщик не вправе применить льготу, предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" Арбитражным судом установлено, что ОАО "Абаканвагонмаш" не представил поручения на отгрузку экспортных грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации в отношении товаров на сумму 12179712 рублей, по которым была заявлена льгота за второе полугодие 2000 года. При таких обстоятельствах налоговая инспекция правомерно доначислила ОАО "Абаканвагонмаш" налог на добавленную стоимость за второе полугодие 2000 года в сумме 2435942 рубля, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 487188 рублей 40 копеек, пени на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации согласно расчету, произведенному в приложении N 3 к решению налоговой инспекции, в размере 1189591 рубль 86 копеек ((184035 рублей за период с 21.10.2000 по 20.02.2001) + (2435942 рубля x 0,083% x 412 дней за период с 21.02.2001 по 08.04.2002) + (2435942 рубля x 0,0775% x 92 дня за период с 09.04.2002 по 09.07.2002)). Поэтому арбитражный суд не имел правовых оснований для признания незаконным решения налоговой инспекции о начислении налога, пени и штрафа по указанному основанию и отказа во взыскании с ОАО "Абаканвагонмаш" штрафа в размере 487188 рублей 40 копеек. Вместе с тем вывод арбитражного суда о незаконности решения налоговой инспекции в части начисления за девять месяцев 2001 года 4979538 рублей налога на добавленную стоимость, 995907 рублей 60 копеек штрафа и 1597053 рубля 14 копеек пеней основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Налоговым органом указанные суммы были начислены в связи с применением налогоплательщиком налоговых вычетов на основании счетов - фактур, оформленных с нарушением установленных требований. Нарушений в применении ОАО "Абаканвагонмаш" налоговой ставки 0 процентов в отношении экспортированных товаров налоговым органом за данный период не установлено. Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а при реализации продукции на экспорт также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Счет - фактура, как предусмотрено пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Арбитражный суд признал, что частично счета - фактуры соответствуют требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и не были приняты налоговой инспекцией неправомерно, а частично были переоформлены поставщиками товаров в соответствии с указанными требованиями и подтверждают право ОАО "Абаканвагонмаш" на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 4979538 рублей. При этом арбитражный суд правильно указал, что положения пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов - фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги). Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, также не содержат запрета на устранение поставщиком дефектов счетов - фактур путем переоформления этих счетов - фактур. Кроме того, такое переоформление счетов - фактур не противоречит установленному порядку внесения в них исправлений, так как представленные ОАО "Абаканвагонмаш" исправленные счета - фактуры были подписаны руководителями организаций - поставщиков и скреплены печатями этих организаций. Вместе с тем, этом арбитражным судом не были приняты во внимание счета - фактуры, которые были исправлены самим налогоплательщиком и представлены для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость, так как покупателю не предоставлено права самостоятельно вносить исправления в счета - фактуры, выставленные поставщиками товаров (работ, услуг). При таких обстоятельствах отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в части признания частично незаконным решения налоговой инспекции о начислении налога, штрафа и пеней за девять месяцев 2001 года и взыскания с налогоплательщика штрафа в размере 35487 рублей за неполную уплату налога за этот период. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на ОАО "Абаканвагонмаш" пропорционально удовлетворенным требованиям за рассмотрение дела в суде первой инстанции 6968 рублей 06 копеек: по первоначальному иску в размере 365 рублей 70 копеек (1000 рублей x (4365711 рублей 26 копеек / 11938210 рублей)), по встречному иску 6602 рубля 36 копеек (19192 рубля 92 копейки x (4365711,26 / 11938210)), за рассмотрение дела в апелляционной и кассационной инстанции по 3484 рубля 3 копейки (6968,06 x 50%), а всего 13936 рублей 12 копеек. С учетом уплаты ОАО "Абаканвагонмаш" государственной пошлины при подаче искового заявления и апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей и государственной пошлины, возвращенной по справке от 08.10.2002 в сумме 530 рублей 30 копеек, с названного общества подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 12966 рублей 42 копейки. Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа ПОСТАНОВИЛ: Решение от 1 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2430/02-К2 изменить. Первоначальный иск удовлетворить частично. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия от 09.07.2002 N 186, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Абаканвагонмаш", в части взыскания 4979538 рублей налога на добавленную стоимость, пеней в сумме 1597053 рубля 14 копеек, штрафа в сумме 995907 рублей 60 копеек. В остальной части иска отказать. Встречное заявление удовлетворить частично. Взыскать с открытого акционерного общества "Абаканвагонмаш", зарегистрированного Абаканской регистрационной палатой 04.12.1992 за N 530, расположенного город Абакан, а/я 235, в доход соответствующих бюджетов 522675 рублей 40 копеек штрафа. В остальной части встречного заявления отказать. Взыскать с открытого акционерного общества "Абаканвагонмаш" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 12966 рублей 42 копеек. Председательствующий Г.Н.БОРИСОВ Судьи: Т.А.БРЮХАНОВА Н.М.ЕЛИЗОВА


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.