Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС УО от 25.08.2004 № Ф09-3443/04-АК
Налогоплательщик, осуществлявший добычу минеральной воды, производил оценку добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых согласно подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, полагая, что им производится реализация не добытой воды, а товарной продукции после технического передела. Однако согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в фактически добытом минеральном сырье, первая по своему качеству, соответствующая стандарту качества. Поскольку добытая минеральная вода доводилась налогоплательщиком до ГОСТа 13273-88 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые», после обработки (насыщение двуокисью углерода) минеральная вода маркировалась и в таком виде, соответствуя названному ГОСТу, реализовывалась, налогоплательщик не имел права применять способ оценки, установленный для случаев отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. В данном случае налогоплательщик реализует минеральную воду, прошедшую первичную обработку и соответствующую ГОСТу, поэтому оценка стоимости добытой минеральной воды должна производится исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации минеральной воды (т. е. включая стоимость бутылки, этикетки и пробки), уменьшенных на сумму расходов по доставке. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 25 августа 2004 года Дело N Ф09-3443/04-АК Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" и Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак на решение от 30.04.04 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-18826/03. От общества и налогового органа, уведомленных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, представители не явились. Ходатайств не поступило. ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак от 07.10.03 N 03/11106дсп. Решением от 30.04.04 (объявленным 27.04.04) Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа в части начисления налога на прибыль в сумме 337905 руб. и пени, налога на добавленную стоимость в сумме 103548 руб., налога с продаж в сумме 1691099 руб., налога на пользователей автодорог в сумме 23346 руб., налога с владельцев транспортных средств в сумме 8805 руб., единого социального налога в сумме 1696286 руб. признано недействительным. В остальной части требований отказано. В апелляционной инстанции решение от 30.04.04 не пересматривалось. ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" с решением суда не согласно в части отказа в признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак от 07.10.03 N 03/11106дсп: по налогу на прибыль по монтажу электрокабеля для питания лизингового оборудования за 2002 год в сумме 58541 руб., НДС по вычетам в 2001 - 2002 гг. в связи с установкой электрокабеля для питания лизингового оборудования в общей сумме 45592 руб., НДС по эпизоду неудержания в октябре, ноябре 2002 года с выплат в пользу немецкой фирмы налога в сумме 373748 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых по вопросу исчисления налога со стоимости бутылки, пробки и этикетки в сумме 1698448 руб., просит его в указанной части отменить, заявление в этой части удовлетворить, ссылаясь на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела. Инспекция МНС РФ по г. Стерлитамак с судебным актом не согласна в части признания недействительным решения налогового органа от 07.10.03 N 03/11106дсп: по налогу на прибыль в сумме 108193 руб., по налогу с дивидендов в сумме 229712 руб., НДС в сумме 103548 руб., по налогу с продаж, по налогу с владельцев транспортных средств, по единому социальному налогу, просит его в указанной части отменить, в удовлетворении требований в названной части отказать. Законность решения проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ. Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Стерлитамак по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" за период с 01.07.2001 по 31.05.2003 составлен акт от 05.09.03 N 113 и вынесено решение от 07.10.03 N 03/11106дсп о привлечении общества к налоговой ответственности по ст. ст. 119, 122 НК РФ. Данным решением обществу предложено уплатить начисленные налоги и пени в общей сумме 10282594 руб. Удовлетворяя требования ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" и признавая недействительным решение Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак от 07.10.03 N 03/11106дсп в части начисления налога на прибыль в сумме 337905 руб. (налог на прибыль в сумме 108193 руб., налог с дивидендов в сумме 229712 руб.) и пени, суд исходил из добросовестности действий налогоплательщика в этой части. Вывод суда в части признания недействительным решения налогового органа от 07.10.03 N 03/11106дсп по налогу на прибыль в сумме 108193 руб. является правильным. Из материалов дела видно, что по договору с НПФ "Народный" - о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" ежемесячно перечисляло в указанный фонд взносы, а фонд ежегодно производит начисление инвестиционного дохода. Данный доход не был включен обществом в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Инспекция МНС РФ по г. Стерлитамак полагает, что этот доход в соответствии со ст. 250 НК РФ подлежит включению в налогооблагаемую базу по названному налогу. Однако ст. 250 НК РФ установлен перечень доходов, которые признаются внереализационными доходами налогоплательщиков. Названной статьей не предусмотрено, что доходы, полученные на солидарный пенсионный счет, являются доходами предприятия. Налоговым органом, в нарушение п. 6 ст. 108 НК РФ, не представлено доказательств того, что начисленный НПФ "Народный" инвестиционный доход является доходом общества. Более того, из договора с пенсионным фондом следует, что данный договор заключен в пользу физических лиц, следовательно, является доходом граждан, а не общества. При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил требования ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан". Вывод суда в части налога с дивидендов является ошибочным по следующим основаниям. Из материалов дела видно, что 30.05.2002 общим собранием ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" было принято решение о выплате дивидендов физическим и юридическим лицам. Министерству имущественных отношений РБ дивиденды были перечислены своевременно - 23.08.2002. Согласно ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитываются, в том числе доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям. При этом указанные в настоящем пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ). Таким образом, с 01.01.2002 в соответствии со ст. ст. 275, 284 НК РФ налогообложение доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приравнивается к налогообложению дивидендов, полученных от российских организаций российскими организациями и отражается по строке 010 листа 03 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС РФ от 07.12.2001 N БГ-3-02/542. Дивиденды Министерству имущественных отношений РБ в сумме 3828657 руб. перечислены по платежным поручениям N 3962419 и N 3959523. Впоследствии указанная сумма перечислена в республиканский бюджет по коду 2010100 "Дивиденды" 30.08.2002. Удерживаемый налог перечисляется в федеральный бюджет в течение 10 дней со дня выплаты дохода, то есть до 02.09.2002. ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" не удержан налог на доходы в федеральный бюджет в сумме 229712 руб. Статьей 289 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Обществом указанные расчеты (лист 03 налоговой декларации по налогу на прибыль) в Инспекцию в 2002 году не представлены. При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит отмене. В этой части в удовлетворении требований следует отказать. Удовлетворяя требования ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" и признавая недействительным решение Инспекции в части начисления НДС в сумме 103548 руб., налога с продаж в сумме 1691099 руб., налога с владельцев транспортных средств в сумме 8805 руб., единого социального налога в сумме 1696286 руб., суд исходил из правомерности действий налогоплательщика в этой части. ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" по решению от 07.10.03 N 03/11106дсп начислен НДС в сумме 103548 руб. Инспекция МНС РФ по г. Стерлитамак в кассационной жалобе полагает, что налогоплательщиком необоснованно отнесены на налоговые вычеты в 2002 - 2003 гг. суммы НДС, уплаченные по принятым основным средствам до принятия их на учет и отражения на счете 01 "Основные средства". Как видно из перечня, указанного в акте проверки, обществом приобретены основные средства, не связанные с капитальным строительством и монтажными работами, которые обществом оплачены и оприходованы. Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что приобретенные налогоплательщиком основные средства приняты к учету, что налоговым органом не оспаривается, и с этого момента у него возникло право на возмещение НДС. Данный вывод суда является правильным и переоценке в силу ст. 286 АПК РФ не подлежит. Оспариваемым решением Инспекции обществу начислен налог с продаж в сумме 1691099 руб. В соответствии с Законом РФ "О налоге с продаж", действовавшем в 2001 - 2002 гг. и ст. 355 НК РФ, организация, осуществляющая операции по реализации товаров через свои обособленные предприятия, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивают налог на территории того субъекта РФ, в котором осуществляются операции по реализации товаров. Из материалов дела видно, что ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" в вышеназванном периоде реализовывало свою продукцию через филиал в г. Нефтекамске, а налог с продаж уплачивало по месту нахождения - в г. Стерлитамаке. При таких обстоятельствах, поскольку налог с продаж в сумме 1691099 руб. в бюджет субъекта РФ был уплачен, суд пришел к правильному выводу о неправомерности действий налогового органа, считающего, что данный налог должен был поступить в бюджет г. Нефтекамска. Что касается неуплаты налога с владельцев транспортных средств в сумме 8805 руб., Инспекция полагает, что обществом за 2002 год этот налог не уплачен по снегоочистительной машине, трактору-погрузчику и, кроме того, неправильно определена мощность транспортных средств, что повлияло на ставку налога. Данный налог необоснованно был исчислен обществом по ставкам, установленным ст. 7 Закона Республики Башкортостан "О дорожных фондах в Республике Башкортостан". Исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 10.04.02 N 107-О, налог с владельцев транспортных средств подлежит уплате по ставкам, не превышающим ставки, установленные Законом РФ "О дорожных фондах в РФ". Таким образом, Инспекцией правомерно начислен налог по снегоочистительной машине и погрузчику. Вместе с тем судом установлено, что, несмотря на то, что налог начислен по завышенным ставкам, сумма доначисленного налога погашается имеющейся переплатой. С учетом изложенного, судом сделан правильный вывод об удовлетворении требований общества. Решением Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак от 07.10.03 N 03/11106дсп обществу доначислен единый социальный налог в сумме 1696286 руб., в том числе: а) с выплат матерям по уходу за ребенком в возрасте от 1, 5 до 3 лет (1495 руб.), б) с оплаты дополнительного отпуска гражданину, подвергшемуся воздействию радиации при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (1266 руб.), в) с выплат по договору с НПФ "Народный" (1693525 руб.). а) Согласно п. 1 ст. 238 НК РФ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат налогообложению. Поскольку пособие по уходу за ребенком до трех лет является государственным, выплачивается на основании Указа Президента РФ от 08.02.01 и Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206, суд правомерно указал, что начисление налога в сумме 1495 руб. является неправильным. б) Налог в сумме 1266 руб. начислен обществу с оплаты дополнительного отпуска работнику в 2002 году на основании Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Из материалов дела видно, что отпускные работнику общества были выплачены из средств федерального бюджета. Данные выплаты не отнесены на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, что не отрицается налоговым органом. В силу п. 3 ст. 236 НК РФ не признаются объектом налогообложения выплаты, указанные в п. 1 настоящей статьи, если они не отнесены налогоплательщиком к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования общества в указанной части. в) Вывод Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак в части начисления единого социального налога с выплат по договору с НПФ "Народный" в размере 1693525 руб., изложенный в оспариваемом решении, является неправильным. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", договор о негосударственном пенсионном обеспечении - это соглашение между вкладчиками фонда и фондом в пользу участника фонда, согласно которому вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется при наступлении оснований, установленных пенсионными правилами и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию. Взносы, перечисленные обществом негосударственному пенсионному фонду, учитываются на едином солидарном пенсионном счете заявителя. Начисление выплат, установленных ст. 236 НК РФ, конкретному работнику не произведено. При таких обстоятельствах отсутствует налогооблагаемая база для начисления вышеназванного налога. С учетом изложенного, кассационная жалоба в указанной части удовлетворению не подлежит. Отказывая в признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак от 07.10.03 N 03/11106дсп: по налогу на прибыль по монтажу электрокабеля для питания лизингового оборудования за 2002 год в сумме 58541 руб. (расходы по установке лизингового оборудования в размере 242255 руб.), НДС по вычетам в 2001 - 2002 гг. в связи с установкой электрокабеля для питания лизингового оборудования в общей сумме 45592 руб., НДС по эпизоду неудержания в октябре, ноябре 2002 года с выплат в пользу немецкой фирмы налога в сумме 373748 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых суд в этой части исходил из обоснованности действий налогового органа. Вывод суда в указанной части является правильным, соответствующим закону и материалам дела. По договору лизинга от 17.04.02 ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" приобрело у ОАО "Регион-лизинг" компрессор, расходы по установке которого в размере 242255 руб. отнесены на затраты общества и отражены в составе прочих расходов, согласно п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 254 НК РФ в 2002 году. В свою очередь ОАО "Регион-лизинг" данный компрессор приобрело у ООО "Дзетта" по договору от 12.04.04 N П-173. В соответствии с п. 10 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. В случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной в соответствии со ст. 259 настоящего Кодекса по этому имуществу амортизации. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Из материалов дела видно и не оспаривается обществом, что имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингодателя. Поскольку по договору от 12.04.04 N П-173 монтаж имущества, переданного в лизинг должен быть произведен лизингодателем, расходы общества по монтажу лизингового оборудования в вышеназванной сумме не соответствуют требованиям ст. ст. 252, 257, 264 НК РФ и неправомерно не учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. При таких обстоятельствах решение суда в указанной части отмене не подлежит. Инспекция МНС РФ по г. Стерлитамак НДС в оспариваемом решении полагает, что общество излишне отнесло на налоговые вычеты в 2001 - 2002 гг. НДС, в связи с установкой электрокабеля для питания лизингового оборудования в общей сумме 45592 руб., выполненный СМУ "Башэлектромонтаж". Согласно п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзаце 1 п. 6 ст. 171 НК РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими монтажа, сборки основных средств, производятся по мере постановки на учет соответствующих основных средств с момента, указанного в абзаце 2 ст. 259 настоящего Кодекса или при реализации объекта незавершенного капитального строительства. Оборудование на баланс обществом принято не было, амортизация на него не начислялась. Вычет налогоплательщиком произведен в нарушение п. 5 ст. 172, абзаца 2 п. 6 ст. 171 НК РФ, так как стоимость работ по монтажу лизингового оборудования не включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в иске в этой части. Что касается доначисления обществу НДС в сумме 373748 руб., то арбитражным судом сделан правильный вывод о необоснованности действий общества. Из материалов дела видно, что по контракту от 18.12.01 с иностранной фирмой стоимость работ по монтажу оборудования составляла 427556,40 ЕВРО, в том числе НДС - 71259,40 ЕВРО, без НДС - 356297 ЕВРО. Согласно акту выполненных работ от 30.04.02, работы иностранной фирмой выполнены в полном объеме на общую сумму 356297 ЕВРО, которые перечислены ей платежными поручениями от 18.10.02 и от 19.11.02. Арбитражным судом установлено, что общество должно было перечислить в бюджет НДС в сумме 71259,40 ЕВРО (2244729 руб.). Фактически обществом перечислено в бюджет 1870981 руб., что на 373748 руб. меньше подлежащей к уплате сумме. Данный факт обществом не оспаривается. При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным решения налогового органа в этой части не имеется. Решением Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак от 07.10.03 N 03/11106дсп обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых за 2002 год в общей сумме 1698448 руб. ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" полагает, что оценка стоимости минеральной воды должна определяться, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, согласно пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, так как обществом производится реализация не добытой воды, а товарной продукции после технического передела. Однако, согласно ст. 340 НК РФ данный способ оценки применяется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в фактически добытом минеральном сырье, первая по своему качеству, соответствующая стандарту качества. Из материалов дела видно, что добытая минеральная вода в ОАО "Комбинат пивобезалкогольных напитков "Шихан" доводится до ГОСТа 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые". После обработки (насыщение двуокисью углерода) минеральная вода маркируется и в таком виде, соответствуя названному ГОСТу, реализуется по определенным ценам. Таким образом, поскольку общество реализует минеральную воду, прошедшую первичную обработку и соответствующую ГОСТу, вывод Инспекции о том, что оценка стоимости добытой минеральной воды должна определяться, исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации минеральной воды, уменьшенных на сумму расходов по доставке, является правильным. При таких обстоятельствах, кассационная жалоба в указанной части удовлетворению не подлежит. В остальной части судебный акт не обжалуется, соответствует закону и материалам дела. В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Решение от 30.04.04 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-18826/03 в части признания недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамак от 07.10.03 N 03/11106дсп по налогу на прибыль в сумме 229712 руб. (дивиденды по акциям), соответствующих пени отменить. В удовлетворении требований в указанной части отказать. В остальной части решение от 30.04.04 оставить без изменения. |