Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС ВСО от 06.12.2006 № А19-10940/04-45-41-Ф02-6589/06-С1
Инспекция по результатам проведения проверки привлекла налогоплательщика к ответственности, доначислив НДФЛ, а также суммы пени. При этом налоговый орган не установил фактический размер выплаченного налогоплательщиком дохода продавцам и не представил сведений о доходе, выплаченном налогоплательщиками, осуществлявшими аналогичную деятельность. В связи с этим инспекция доначислила налог исходя из выплаты каждому продавцу дохода, равного прожиточному минимуму. Суд признал такой подсчет неверным, указав, что при расчете неуплаченного налога необходимо исходить из выплаты каждому продавцу дохода, равного минимальному размеру оплаты труда, поскольку величина прожиточного минимума установлена нормативными актами для оценки уровня жизни населения Российской Федерации, то есть не может применяться в рассматриваемом случае. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 6 декабря 2006 г. Дело N А19-10940/04-45-41-Ф02-6589/06-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Брюхановой Т.А., судей: Новогородского И.Б., Юдиной Н.М., при участии в судебном заседании: представителя ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска - Капитоновой Т.В. (доверенность N 08/24826 от 18.10.2006), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу г. Иркутска на решение от 5 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 13 сентября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10940/04-45-41 (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю.), УСТАНОВИЛ: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу г. Иркутска (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ермолина Владимира Владимировича (далее - предприниматель) 842044 рублей 91 копейки, составляющих сумму недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций. Решением от 23 мая 2005 года заявленные требования удовлетворены частично. С Ермолина взыскано 153542,90 рубля - недоимки по налогам, 88710,52 рубля пени и 84111 рублей - штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года решение суда оставлено без изменения. Постановлением кассационной инстанции от 9 февраля 2006 года судебные акты в части требований о взыскании с предпринимателя подоходного налога, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, взносов во внебюджетные фонды, соответствующих сумм пеней, штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату подоходного налога, налога на доходы и единого социального налога, штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Решением от 5 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены частично, с предпринимателя взыскано 1454,10 рубля задолженности по налогам и взносам, 6695,63 рубля пени и 32794,40 рубля налоговых санкций. В удовлетворении остальной части требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 13 сентября 2006 года решение суда оставлено без изменения. Не согласившись с судебными актами в обжалуемой части, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в неудовлетворенной части требований, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению инспекции, вывод суда о правомерности доначисления налогов исходя из выплаты каждому продавцу дохода, равного минимальному размеру оплаты труда, ошибочен. Заявитель считает, что доначисление налогов должно быть произведено исходя из выплаты каждому продавцу дохода, равного прожиточному минимуму. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом. Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 10.12.2003 N 05-26.3/291 и принято решение от 06.05.2004 N 05-26.3/291 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 272777 рублей 34 копеек, доначислены налоги в сумме 345031 рубля 50 копеек, пени в сумме 224236 рублей 7 копеек. Неисполнение налогоплательщиком требований N 05-46.3/58 от 06.05.2004, N 05-46.3/58 от 13.05.2004 об уплате недоимки, штрафа и пеней в срок до 20.05.2004 послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд. Принимая решение в обжалуемой части, суд первой и апелляционной инстанций правильно исходил из того, что налоговый орган не установил фактический размер выплаченного предпринимателем дохода продавцам и не представил сведения о доходе, выплаченном предпринимателями и юридическими лицами, осуществлявшими аналогичную деятельность, в связи с чем посчитал правомерным вывод заявителя о неуплате налогов, исчисленных исходя из выплаты каждому продавцу дохода, равного минимальному размеру оплаты труда. В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. В силу Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон) (действовавшего в 2000 году) плательщиками подоходного налога являются физические лица. Объектом обложения подоходным налогом признается совокупный доход, полученный в календарном году. Датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме (ст. 2 Закона от 07.12.1991 N 1998-1). Согласно статьям 7, 10 Закона налогообложению подлежат любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами, состоящими в трудовых и приравненных к ним отношениях на одном предприятии, в учреждении и организации (у индивидуального предпринимателя), рассматриваемых в качестве основного либо не основного места работы (службы, учебы). При этом в совокупный доход включаются получаемые от этого предприятия, учреждения и организации доходы от выполнения этими лицами трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, а также от выполнения работ по гражданско-правовым договорам. Предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживают налоги по мере выплаты сумм дохода. Если в течение года одному и тому же физическому лицу производится несколько выплат, то исчисление налога производится с общей суммы, выплаченной с начала года (пункт 2 статьи 13 указанного Закона). В период с 2001 года подоходный налог заменен налогом на доходы физических лиц. В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (пункт 1 статьи 214 Налогового кодекса Российской Федерации). Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно статье 235 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками единого социального налога как работодатели, производящие выплаты наемным работникам, и как лица, получающие доход от предпринимательской деятельности. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, перечисленных в подпунктах 1, 2 пункта 1 указанной статьи Кодекса, он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей признаются: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором (п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ). Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды. При осуществлении налогоплательщиками, указанными в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, выплат в виде материальной помощи или иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение налогового периода. Ставка налога определяется в размере, установленном статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации. Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками-работодателями (пункт 1 статьи 242 Налогового кодекса Российской Федерации). Арбитражным судом установлено, что предпринимателем предпринимательская деятельность фактически осуществлялась в нескольких торговых точках, сам он одновременно не мог осуществлять предпринимательскую деятельность во всех торговых точках, контрольно-кассовые машины были зарегистрированы на него и другие предприниматели не могли осуществлять предпринимательскую деятельность с их использованием. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт отсутствия использования труда наемных работников предпринимателем не доказан. Вместе с тем, поскольку налоговый орган не установил фактический размер выплаченного предпринимателем дохода и не представил доказательства, свидетельствующие о доходе, выплаченном предпринимателями и юридическими лицами, осуществлявшими аналогичную деятельность, суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о правомерности доначисления налогов, исчисленных исходя из выплаты каждому продавцу дохода, равного минимальному размеру оплаты труда. Судом обоснованно отклонен довод инспекции, что при осуществлении расчета налогов и пеней следовало руководствоваться нормативными актами, устанавливающими размер прожиточного минимума, поскольку прожиточный минимум предназначен для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета (в целом по Российской Федерации); прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, тогда как для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности применяется исключительно минимальный размер оплаты труда. На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа ПОСТАНОВИЛ: Решение от 5 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 13 сентября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10940/04-45-41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Т.А.БРЮХАНОВА Судьи: И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ Н.М.ЮДИНА |