Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС ВСО от 02.06.2005 № А19-20504/04-15-Ф02-2456/05-С1

Налоговый орган не вправе начислять пени на недоимку, которая возникла за пределами трехлетнего срока охвата выездной налоговой проверкой, так как это не предусмотрено нормами налогового законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 2 июня 2005 г. Дело N А19-20504/04-15-Ф02-2456/05-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Брюхановой Т.А., судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М., при участии в судебном заседании: представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Томченко А.С. (доверенность от 08.02.2005 N 04-13/592), Карманова В.Д. (доверенность от 09.03.2005 N 04-13/1169), Мезанец И.А. (доверенность от 24.01.2005 N 04-13/279), представителей общества с ограниченной ответственностью "Коршуновский ГОК" - Кудымовой А.А. (доверенность от 04.03.2005 N 0128-1488), Доксовой Т.В. (доверенность от 04.03.2002 N 0128-1489), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 6 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20504/04-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.), УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "Коршуновский ГОК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 06.08.2004 N 05-12/13 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 1.1 в части взыскания налоговых санкций за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 3034877 рублей; п. 1.2 в части взыскания налоговых санкций в сумме 143450,2 рубля, в том числе за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 3666 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в сумме 72162 рублей, платы за пользование водными объектами в сумме 67622,20 рубля; п. 2.1 "б" в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 68493 рублей, плату за пользование водными объектами в сумме 2157043 рублей, налог на добычу полезных ископаемых в сумме 360812 рублей, налог с продаж в сумме 1087 рублей; п. 2.1 "в" в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 15765509 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 37408 рублей, платы за пользование водными объектами в сумме 1645728,46 рубля, налога на добычу полезных ископаемых в сумме 109767 рублей, налога с продаж в сумме 1403 рублей, в части доначисления налога на прибыль в сумме 128673 рублей; требований от 06.08.2004 N 05-26.5/18 об уплате налога и от 06.05.2004 N 05-26.5/19 об уплате налоговых санкций в части оспариваемых сумм. Решением от 6 декабря 2004 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение N 05-12/13 от 06.08.2004 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 1.1 в части взыскания налоговых санкций за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 3034877 рублей; п. 1.2 в части взыскания налоговых санкций платы за пользование водными объектами в сумме 67622,20 рубля; п. 2.1 "б" в части предложения уплатить плату за пользование водными объектами в сумме 2157043 рублей, п. 2.1 "в" в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 15765509 рублей, платы за пользование водными объектами в сумме 1645728,46 рубля, налога с продаж в сумме 1375,93 рубля; требований от 06.08.2004 N 05-26.5/18 об уплате налога в части уплаты платы за пользование водными объектами в сумме 2157043 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 15765509 рублей, пени за пользование водными объектами в сумме 1645728,46 рубля, пени по налогу с продаж в сумме 1375,93 рубля и от 06.05.2004 N 05-26.5/19 об уплате налоговых санкций в части по налогу на доходы физических лиц в сумме 3034877 рублей, за пользование водными объектами в сумме 67622,20 рубля. Постановлением апелляционной инстанции от 10 марта 2005 года решение суда оставлено без изменения. Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в обжалуемой части и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, общество правомерно привлечено к ответственности за неуплату подоходного налога и ему начислено пени за несвоевременно перечисление взысканного подоходного налога, включение в график на получение лицензии не означает, что водопользование осуществляется налогоплательщиком на лицензионной основе, поэтому взимание пятикратной ставки платы с момента начала безлицензионного пользования правомерно. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения. Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующему. Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2001 по 2002 годы. По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от N 05-12/13 от 06.08.2004 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 3666 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 72162 рублей, платы за пользование водными объектами в виде штрафа в сумме 67622,2 рубля, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 3034267 рублей, а также доначислены соответствующие налоги и пени. 06.08.2004 выставлены требования N 05-26.5/18, 05-26.5/19 об уплате налогов, пени и налоговых санкций. Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд о признании решения налоговой инспекции недействительным в части. Признавая недействительным решение в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц и штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд правильно исходил из того, что начисление пени на задолженность 1999 - 2000 годов неправомерно. В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Арбитражным судом установлено отсутствие просрочки уплаты налога на доходы физических лиц за период 2001 - 2002 годов, исходя из представленных платежных поручений, расчетов сумм начисленного и фактически уплаченного налога в указанный период времени, и у суда кассационной инстанции нет оснований для пересмотра установленных судом обстоятельств. В силу статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление или неполное перечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Таким образом, привлечение общества к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно. Кроме того, необоснованно и начисление пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 1999 - 2000 годы, образовавшуюся за пределами проверяемого периода. Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Судом установлено и налоговой инспекцией данный факт подтверждается, что задолженность по налогу на доходы физических лиц, на которую были начислены пени в ходе проверки, была установлена предыдущей налоговой проверкой. Начисление пени на сальдо, то есть задолженность прошлых лет свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией норм налогового законодательства в части установления пределов налоговой проверки. Поэтому доводы кассационной жалобы инспекции о правомерном начислении пени и взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц не могут быть приняты судом кассационной инстанции. Вывод суда о неправомерности доначисления по пятикратной ставке налога на пользователей водными объектами в период оформления лицензии и привлечении к налоговой ответственности сделан по недостаточно полно исследованным материалам дела. В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами. Согласно статье 29 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом. Лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон) объектом платы признается пользование водными объектами в целях осуществления забора воды из водных объектов, осуществления сброса сточных вод в водные объекты, и т. д. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения) (пункт 6 статьи 2 Закона). Ставки платы за пользование водными объектами в Иркутской области установлены Законом Иркутской области от 07.12.1998 N 65-оз "О ставках платы за пользование водными объектами в Иркутской области". Как видно из материалов дела, общество обратилось за получением лицензии в Ангаро-Байкальское управление Министерства природных ресурсов России в 2000 году. Письмом от 21.01.2001 N 05-137/36 управление уведомило общество о более позднем сроке выдачи лицензии в связи с большой загруженностью управления и включения общества в график. Согласно пункту 46 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383, до оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями настоящих Правил гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования. Разрешительным документом на пользование водными объектами до выдачи лицензии является лимит водопользования, индивидуальными нормами водопотребления, водоотведения, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. Судом при рассмотрении настоящего дела не установлено, имело ли общество специальное разрешения уполномоченного органа на пользование водными объектами в период оформления лицензии лицензирующим органом. При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в данной части подлежат отмене, с передачей дела на новое рассмотрение в данной части, как принятые по недостаточно полно исследованным материалам дела. При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить, имело ли общество специальное разрешение уполномоченного органа на пользование водными объектами в период оформления лицензии и осуществлялось ли водопользование обществом в пределах лимита. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа ПОСТАНОВИЛ: Решение от 6 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20504/04-15 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 05-12/13 от 06.08.2004 в части п. 1.2 в части взыскания налоговых санкций платы за пользование водными объектами в сумме 67622,20 рубля; п. 2.1 "б" в части предложения уплатить плату за пользование водными объектами в сумме 2157043 рублей, п. 2.1 "в" в части предложения уплатить платы за пользование водными объектами в сумме 1645728,46 рубля, требований от 06.08.2004 N 05-26.5/18 об уплате налога в части уплаты платы за пользование водными объектами в сумме 2157043 рублей, пени за пользование водными объектами в сумме 1645728,46 рубля от 06.05.2004 N 05-26.5/19 об уплате налоговых санкций в части за пользование водными объектами в сумме 67622,20 рубля. Направить дело в отмененной части на новое рассмотрение. В остальной части решение от 6 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20504/04-15 оставить без изменения. Председательствующий Т.А.БРЮХАНОВА Судьи: Г.Н.БОРИСОВ Н.М.ЮДИНА


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.