Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС ПО от 23.08.2005 № А55-18726/04-10

При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются средства, полученные по программе ОМС и являющиеся средствами целевого финансирования в соответствии с п. 14 ст. 251 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 23 сентября 2005 года Дело N А55-18726/04-10 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Самары на решение от 30.03.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 03.06.2005 по делу N А55-18726/04-10 Арбитражного суда Самарской области по заявлению Государственного учреждения здравоохранения Самарский областной наркологический диспансер к Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Самары о признании недействительными решения от 29.11.2004 N 06-26п/5607 (частично), требований от 01.12.2004 N N 401, 687, третьи лица: Министерство здравоохранения Самарской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, УСТАНОВИЛ: Государственное учреждение здравоохранения Самарский областной наркологический диспансер обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточненных требований от 14.03.2005) о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Куйбышевскому району г. Самары от 29.11.2004 N 06-26п/5607 в части уплаты: налога на прибыль в сумме 278779 руб., налога на пользователей автодорог 123684 руб., пени по налогу на прибыль 18745 руб., пени по налогу на пользователей автодорог 48560 руб. и признать незаконными требования N 687 и N 401 от 01.12.2004. Решением Арбитражного суда первой инстанции от 30.03.2005 требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение налогового органа в части уплаты налога на прибыль в сумме 247496 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 13042 руб., налога на пользователей автодорог - 123684 руб., пени по налогу на пользователей автодорог - 48560 руб. Признал незаконными требование N 687 об уплате налога по состоянию на 01.12.2004 и пени в размере 469767 руб. и требование N 401 об уплате налоговой санкции по состоянию на 01.12.2004 по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 15001 руб. Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2005 решение изменено. Решение налогового органа признано незаконным в части уплаты налога на прибыль в сумме 246973 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Самары просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. В жалобе указывается, что доначисление налогов произведено правомерно, поскольку средства территориальных фондов медицинского страхования, полученные медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования, на основании заключенного между ними договора на представление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию в 2002 г., не отнесены Налоговым кодексом Российской Федерации к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации и пользователей автодорог. Заявитель жалобы также считает, что взыскание судебных расходов произведено с него неправомерно, расходы должны быть взысканы с казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит. Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Куйбышевскому району г. Самары проведена выездная налоговая проверка Государственного учреждения здравоохранения Самарский областной наркологический диспансер за 2002 - 2003 гг. По результатам проверки составлен акт N 1266ДСП от 11.11.2004 и вынесено решение N 06-26п/5607 от 29.11.2004 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 15000 руб. Кроме того, диспансеру предложено уплатить 481912 руб., в том числе налог на прибыль в размере 278779 руб., налог на пользователей автодорог 123684 руб., пени по налогу на прибыль - 18745 руб., пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 48560 руб. Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего. Судами установлено и налоговым органом не оспаривается, что Диспансер как бюджетное учреждение оказывал медицинскую помощь в рамках Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. и Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Самарской области, утвержденной Председателем правления Самарского территориального фонда обязательного медицинского страхования, руководителем Департамента здравоохранения Администрации Самарской области 06.12.2001. Указанная деятельность Учреждения по выполнению программы обязательного медицинского страхования не является предпринимательской. Федеральным законом Российской Федерации N 117-ФЗ от 05.08.2000 введена глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций", Федеральным законом Российской Федерации от 29.05.2002 N 57-ФЗ, действия которого распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2002, внесены изменения в отдельные статьи главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы". Как правильно указали суды, средства, полученные Диспансером в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, являются средствами целевого финансирования, которые в соответствии с п. 14 ст. 251 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Данной статьей предусмотрено, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиками и использованное им по назначению, определенному организацией - источником финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетными учреждениями по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Размер оплаты за оказанные Диспансером услуги установлен в соответствии с тарифами, утвержденными решениями Согласительной комиссии в составе Главного управления здравоохранения Самарской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, областных ассоциаций врачей и страховых медицинских организаций. Указанные тарифы устанавливают перечень конкретных затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не включают процент рентабельности учреждения, а лишь покрывают фактические затраты истца по лечению больных. Поскольку деятельность Диспансера по Программе обязательного медицинского страхования не является предпринимательской, то полученные средства не облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог в силу ст. 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1. Федеральным законом N 204-ФЗ от 29.12.2004 п/п. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацем следующего содержания: "в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательно медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц", при этом данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2003. С учетом того, что Наркологическим диспансером представлен договор на оказание юридических услуг N 8 от 01.12.2004, платежными поручениями N 62 от 21.01.2005, N 510 от 18.05.2005, N 592 от 01.06.2004 подтверждена оплата юридических услуг в сумме 23600 руб. взыскание с Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району расходов на оплату услуг представителя в суде в сумме 5000 руб. произведено в разумных пределах и в силу ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правомерным. Ссылка заявителя жалобы на ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации коллегией не принимается, так как указанная норма к спорным правоотношением не применяется, поскольку распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится в соответствии с положениями главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: Постановление апелляционной инстанции от 03.06.2005 по делу N А55-18726/04-10 Арбитражного суда Самарской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.