Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС ПО от 06.09.2006 № А65-5878/2005-СА1-23
Статья 275.1 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Под обособленным подразделением организации, как это установлено ст. 11 НК РФ, понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местонахождением организации считается место ее государственной регистрации, которое характеризуется ее почтовым адресом. В этой связи подразделения организации, находящиеся на территории организации и имеющие тот же почтовый адрес, в силу отсутствия территориальной обособленности не могут рассматриваться в качестве обособленных подразделений. Соответственно, ст. 275.1 НК РФ к таким подразделениям организации не применяется. В этом случае доходы и расходы организации (включая ее подразделения, находящиеся на одной с организацией территории) учитываются в целях налогообложения в обычном установленном гл. 25 НК РФ порядке. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 6 сентября 2006 года Дело N А65-5878/2005-СА1-23 Открытое акционерное общество "Казанский вертолетный завод" (далее - ОАО "КВЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 04.03.2005 N 84-юл/к. Решением суда от 04.05.2006 заявленные требования удовлетворены в части доначисленного налога на прибыль за 9 месяцев 2004 г. в сумме 230800 руб. В остальной части заявленных требований отказано. Апелляционной инстанцией законность и обеспеченность решения суда не проверялись. В кассационной жалобе ОАО "КВЗ" просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение об удовлетворении его заявления в полном объеме, мотивируя это нарушением судом норм материального права. Налоговый орган в кассационной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и принять новое решение, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права. Как следует из решения налогового органа от 04.03.2005 N 84-юл/к, по результатам проведенной камеральной проверки представленной 28.10.2004 налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. ОАО "КВЗ" предложено уплатить в сумме 3633000 руб. не полностью уплаченный налог на прибыль в результате отнесения в состав, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сумм убытков от деятельности обслуживающих производств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, а также отнесения в состав внереализационных расходов сумм убытков прошлых налоговых периодов с известными датами возникновения. В привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на положения ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано. По мнению Инспекции, отнесение налогоплательщиком вышеуказанных убытков в сумме 20994000 руб. при реально полученном от деятельности указанных объектов доходе в сумме 11376000 руб. на себестоимость продукции является неправильным, поскольку он не доказал наличия условий, обязательных для применения, предусмотренных ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть возможность учета убытка, полученного от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. Кроме того, по убыткам прошлых лет, выявленным в текущем налоговом периоде, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки, следовательно, включение налогоплательщиком в состав внереализационных расходов за 9 месяцев 2004 г. убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде, в сумме 5518000, является неправомерным. Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что не имеется правовых оснований для их удовлетворения. 1. В соответствии с ч. 5 ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обособленное подразделение налогоплательщика получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении условий, перечисленных в абзацах 6 - 8 ч. 5 данной статьи, в подтверждение соблюдения которых налогоплательщиком в налоговый орган были представлены необходимые документы. Стоимость услуг в жилищно-коммунальной сфере (предельные платежи), условия их оказания (социальные нормативы площади жилых помещений и потребления коммунальных услуг), а также расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства (нормативы потребления услуг по водоснабжению, газоснабжению и обеспечению электроэнергией и тарифы на них) устанавливаются в Республике Татарстан централизованно для всех организаций, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов жилищно-коммунальной сферы, в частности, в течение 2004 года все организации, в том числе и заявитель, оказывали данные услуги в соответствии с решением Казанского Совета народных депутатов от 25.12.2003 N 3-18 "О тарифах на Жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, на 2004 год" и Постановлением Главы администрации г. Казани от 02.04.2004 N 495 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги в 2004 г.", утвердившим социальные нормативы потребления коммунальных услуг, ставки и тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, Положением о порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги. Таким образом, все организации Республики Татарстан на основании требований законодательства оказывают услуги в жилищно-коммунальной сфере по одинаковым тарифам и единым социальным нормам. Обслуживание других объектов ЖКХ и социально-культурной сферы в части коммунальных услуг производится специализированными организациями (поставщиками электроэнергии и других ресурсов) по ценам, установленным централизованно органами государственной власти (в частности, вышеупомянутыми нормативными актами, действовавшими на тот период). Уровни налоговых и амортизационных отчислений являются едиными и обязательными для всех организаций социально-культурной сферы. Кроме того, как следует из текста оспариваемого решения, заявитель представил ответчику документы, подтверждающие соответствие расходов по оплате коммунальных услуг и размера взыскиваемой квартплаты установленным тарифам. Цены на услуги, оказываемые базой отдыха "Займище", гостиницей и ДОК "Полет", установлены муниципальными органами и Фондом социального страхования и, следовательно, в полной мере соответствуют стоимости услуг специализированных организаций, осуществляющих аналогичную деятельность. Статья 275.1 Кодекса устанавливает особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. При этом налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Под обособленным подразделением организации, как это установлено ст. 11 Кодекса, понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местонахождением организации считается место ее государственной регистрации, которое характеризуется ее почтовым адресом. В этой связи подразделения организации, находящиеся на территории организации и имеющие тот же почтовый адрес, расположенные на территории предприятия, в силу отсутствия территориальной обособленности, не могут рассматриваться в смысле Кодекса обособленными подразделениями. Соответственно, ст. 275.1 Кодекса к таким подразделениям организации не применяется. В этом случае доходы и расходы организации (включая ее подразделения, находящиеся на одной с организацией территории) учитываются в целях налогообложения в обычном, установленном гл. 25 Кодекса, порядке. На это также было указано Министерством финансов Российской Федерации в письме от 21.11.2004 N 03-03-01-02/45. Обычным порядком в данном случае является общее правило, согласно которому в соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации в целях определения налогооблагаемой прибыли все полученные доходы организации уменьшаются на величину произведенных расходов. Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, осуществляемые баней в обеспечение своей деятельности, полностью соответствуют этому критерию. Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что баня находится на территории завода и по одному с ним почтовому адресу: г. Казань, улица 10 лет Октября, (в материалах дела имеются техпаспорт на здание бани и выписка из Единого отраслевого паспорта ОАО "КВЗ") и, следовательно, не является обособленным подразделением, вывод Ответчика о доначислении налога на прибыль в части этого подразделения со ссылкой на ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит налоговому законодательству. 2. Подпунктом 1 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях гл. 25 настоящего Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде, в частности, в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном периоде. Расходы, принимаемые в силу положений п. 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Налогового кодекса Российской Федерации - расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном (налоговом) периоде согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. Только в случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки. Таким образом, в случае если по выявленным расходам прошлых налоговых периодов известен период их образования, а данное обстоятельство налогоплательщиком признается и не оспаривается, то в соответствии с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан внести в соответствующие налоговые периоды исправления посредством представления в налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, уточненной налоговой декларации. Следовательно, начисление налоговым органом налога на прибыль в сумме 132400 руб. является правомерным. При таких обстоятельствах коллегия состоявшиеся судебные акты находит законными и обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение от 04.05.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5878/2005-СА1-23 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. |