Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС СЗО от 25.04.2003 № А42-7298/02-С4

Учитывая ненаправление органом Пенсионного фонда РФ и налоговым органом индивидуальному предпринимателю уведомления, содержащего размер взноса, подлежащего уплате, а также срок его уплаты, у налогового органа отсутствовали правовые основания для предъявления иска о взыскании недоимки и пени по страховым взносам (до 2001 года).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 апреля 2003 года Дело N А42-7298/02-С4 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Почечуева И.П. и Хохлова Д.В., рассмотрев 22.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Печенгскому району Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 08.01.2003 по делу N А42-7298/02-С4 (судьи Сачкова Н.В., Драчева Н.И., Спичак Т.Н.), УСТАНОВИЛ: Инспекция по Печенгскому району Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Федотовой Нине Васильевне (далее - предприниматель) о взыскании 46439 руб. 45 коп. недоимки и пеней по налогам и страховым взносам, а также налоговых санкций применительно к пункту 2 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В суде первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция уменьшила размер заявленных требований до 43345 руб. 07 коп. в связи с добровольной уплатой предпринимателем недоимки и пеней по подоходному налогу. Уменьшение принято судом. В этой части производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением суда первой инстанции от 30.10.2002 (в полном объеме решение изготовлено 06.11.2002) требования инспекции удовлетворены частично. С предпринимателя в доходы соответствующих бюджетов взыскано: 14804 руб. недоимки по подоходному налогу и налогу с продаж за 1999 год, а также по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 1998 - 1999 годы; 12445 руб. 35 коп. пеней, а также 1000 руб. налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 НК РФ. Во взыскании 73 руб. 98 коп. целевого сбора на содержание милиции за 1999 - 2000 годы и налоговых санкций по этому сбору отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 08.01.2003 (постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2002) решение суда изменено. В иске о взыскании взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, начисленных на них пеней и штрафных санкций отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, ссылаясь на соблюдение заявителем требований статьи 115 НК РФ, а также пункта 3 статьи 48 НК РФ. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что инспекция до проведения выездной налоговой проверки не могла располагать данными о наличии недоимки у предпринимателя по страховым взносам. Доводы жалобы касаются эпизода по уплате предпринимателем страховых взносов во внебюджетные фонды. До судебного заседания предпринимателем представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором обосновывается законность обжалуемого постановления. Предприниматель Федотова Н.В. и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя, в частности по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, за период с 01.01.98 по 31.12.2000. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 15.03.2002 N 36 и принято решение от 29.04.2002 N 5109/08-356-ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговая инспекция считает, что предприниматель Федотова Н.В. должна уплатить в Пенсионный фонд Российской Федерации 9871 руб. недоимки по страховым взносам и 9145 руб. пеней, а также 1725 руб. недоимки в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и 1189 руб. 15 коп. пеней. Налоговая инспекция также привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в добровольном порядке плательщик недоимку, пени и штраф не уплатил, инспекция обратилась в суд с иском. Из материалов дела следует, что в проверенном периоде предприниматель на учете в указанных внебюджетных фондах не состоял, страховые взносы не уплачивал. Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", возложившей с 1 января 2001 года на налоговые органы Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), и исполняя распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р, Пенсионный фонд Российской Федерации передал во втором полугодии 2001 года налоговым органам лицевые счета плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды. Наличие задолженности предпринимателя по страховым взносам во внебюджетные фонды за 1998 - 2000 годы установлено налоговой инспекцией при проведении выездной налоговой проверки. В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91, Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.11.94 N 258, Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком до 15 июля года, следующего за отчетным. Обязанность по исчислению взносов, уплачиваемых гражданами-предпринимателями в Пенсионный фонд Российской Федерации, и направлению им уведомлений со сведениями о доходе, исчисленной сумме страхового взноса и сроках его уплаты возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.09.97 N ЕВ-16-11/6508-ИН. Таким образом, Пенсионный фонд был обязан направить плательщику уведомление о сумме страхового взноса, подлежащего уплате. Затем согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2000 N 72 в случае неуплаты плательщиком страховых взносов в течение 10 дней после установленного законодательством срока уплаты взносов плательщику взносов направляется требование об уплате соответствующей суммы страховых взносов и лишь затем, в случае неисполнения требования, может быть подано исковое заявление в арбитражный суд. Из материалов дела не видно, что ответчику направлялось уведомление, то есть не был установлен срок уплаты взносов. Не направлялось такое уведомление по установленной форме и налоговым органом в порядке статьи 52 НК РФ. При неуплате взноса плательщиком в срок, установленный в уведомлении, ему в течение трехмесячного срока (статья 70 НК РФ) налоговый орган обязан направить требование об уплате недоимки по взносам, а при неисполнении требования - в течение шести месяцев (статья 48 НК РФ) после истечения срока исполнения обратиться в суд с иском. Учитывая несоблюдение органом Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговым органом вышеуказанного порядка, ненаправление плательщику уведомления, содержащего размер взноса, подлежащего уплате, а также срок его уплаты, у налогового органа отсутствовали правовые основания для предъявления иска. Что касается взыскания задолженности и пеней в Фонд обязательного медицинского страхования, кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее. Инспекция направила предпринимателю требования от 29.04.2002 N 37, 38 об уплате налоговых платежей, пеней и штрафов, включая недоимки и пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (листы дела 93, 94). В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления органом государственного внебюджетного фонда или налоговой инспекции налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Между тем имеющиеся в деле копии требований налогового органа не соответствуют положениям приведенной выше нормы. В названных требованиях содержится ссылка на акт налоговой проверки, а не на решение, принятое налоговой инспекцией по результатам проверки, при этом в требовании отсутствуют даже номер и дата акта налоговой проверки, которые позволили бы его идентифицировать с рассматриваемым по настоящему делу. Кассационная инстанция также считает исковые требования налогового органа неправомерными в части взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Привлечение налогоплательщика к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 определены виды налогов, взимаемых в Российской Федерации, в составе которых взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации не указаны. Таким образом, привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, неправомерно, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в 1998 - 2000 годах законодателем не были отнесены к налогам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 08.01.2003 по делу N А42-7298/02-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий КОРПУСОВА О.А. Судьи ПОЧЕЧУЕВ И.П. ХОХЛОВ Д.В.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.