Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС СЗО от 13.09.2004 № А44-2399/04-С9
Реализация лотерейных билетов телевизионной жилищной лотереи «Золотой ключ» подпадает под действие льготы по налогу на добавленную стоимость, установленной подп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА Постановление от 13 сентября 2004 года Дело N А44-2399/04-С9 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Кочеровой Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород Лукьяновой Л.Е. (доверенность от 19.07.2003 N 18747), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.05.2004 по делу N А44-2399/04-С9 (судья Куропова Л.А.), УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "АТН плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (далее - налоговая инспекция) от 30.03.2004 N 16-16/191 о доначислении 752907 руб. налога на добавленную стоимость, 468267 руб. налога с продаж, начислении пеней в сумме 495568 руб., а также привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость и налога с продаж в виде взыскания штрафа в сумме 244234 руб. Решением от 20.05.2004 требования Общества удовлетворены. Суд подтвердил право Общества на применение льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также отсутствие при реализации лотерейных билетов объекта обложения налогом с продаж. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. В судебном заседании представитель налоговой инспекции просил оставить обжалуемое решение суда без изменения. Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция установила следующее. В ходе проведения выездной налоговой проверки соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах налоговый орган пришел к выводу о неправомерном использовании налогоплательщиком в 2001 - 2002 годах льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также неправомерной неуплате налога с продаж со стоимости проданных Обществом лотерейных билетов. Решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород от 30.03.2004 N 16-16/191 Обществу доначислено 752907 руб. налога на добавленную стоимость, 468267 руб. налога с продаж и начислены пени в сумме 495568 руб. Кроме того, Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость и налога с продаж в виде взыскания штрафа в сумме 244234 руб. Считая решение налогового органа незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде. Суд удовлетворил требования заявителя, и кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа. В силу названной нормы не подлежит налогообложению реализация лотерейных билетов лотерей, проведение которых разрешено соответствующим уполномоченным органом. Условия проведения и меры государственного регулирования лотерейной деятельности установлены Временным положением о лотереях в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 N 955 (далее - Положение N 955), в пункте 18 которого указано, что все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации. При этом в силу пункта 39 названного Положения проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации, а изменение территории проведения лотереи влечет за собой необходимость ее перерегистрации. Согласно же пункту 12 названного Положения лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории двух и более субъектов Российской Федерации, либо не имеют ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, признаются всероссийскими лотереями. Государственная регистрация таких лотерей осуществляется согласно пункту 19 этого же Положения государственным учреждением, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В связи с этим пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 установлено, что выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей независимо от отраслевой специфики проведения, а также их регистрация осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество в 2001 - 2002 годах осуществляло на территории Великого Новгорода и Новгородской области реализацию лотерейных билетов телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ", проведение которой разрешено Правительством Москвы на территории города Москвы, что подтверждается распоряжениями Правительства Москвы от 15.09.97 N 949-РЗП, от 24.01.2001 N 47-РЗП и свидетельством о государственной регистрации лотереи серии АА N 00001, выданным Правительством Москвы учредителю лотереи "Золотой ключ" - ЗАО "Интерлот" на срок ее проведения с 21.12.01 до 21.12.04. Поскольку ограничений по распространению лотерейных билетов лотереи "Золотой ключ" на территории Российской Федерации не установлено, эта лотерея зарегистрирована также администрациями Белгородской, Вологодской, Воронежской, Челябинской областей и Санкт-Петербурга. Данное обстоятельство в силу пункта 12 Положения N 955 является основанием для признания лотереи всероссийской. Согласно пункту 19 этого же Положения и пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 государственная регистрация таких лотерей осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, которое и является органом, уполномоченным принимать решение о ее проведении. Из материалов дела следует, что ЗАО "Интерлот" - учредитель телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ" неоднократно, начиная с апреля 1998 года, обращалось в Министерство финансов РФ с заявлением о регистрации этой лотереи как всероссийской (л.д. 112 - 117, т. 1). Отказ Министерства Финансов РФ явился основанием для обращения Общества в суд с заявлением о признании незаконным бездействия названного государственного учреждения. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.03 по делу N А40-22706/03-120-166, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.10.03, бездействие Министерства финансов РФ, выразившееся в нерассмотрении очередного заявления ЗАО "Интерлот", датированного 25.09.02, признано незаконным. На Министерство возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть указанное заявление и принять соответствующее решение. В письме Министерства финансов РФ от 08.12.2003 N 05-03-04 ЗАО "Интерлот" разрешено проводить на территории Российской Федерации всероссийскую телевизионную жилищную лотерею "Золотой ключ" сроком до 31.12.2004. То есть решение о проведении всероссийской лотереи "Золотой ключ" принято уполномоченным на то органом - Министерством финансов РФ (по решению суда, признавшего его бездействие незаконным). Кроме того, судом правомерно указано на то, что Временное положение о лотереях в Российской Федерации от 19.09.95 N 955 не содержит норм, ограничивающих реализацию билетов за пределами территории, на которой разрешено ее проведение. В письме Минфина РФ от 27.04.98 N 5-403 (л.д. 112, т. 1) ЗАО "Интерлот" разъяснено, что для решения вопроса о возможности реализации лотерейных билетов лотереи "Золотой ключ" в других регионах, необходимо согласие администраций соответствующих территорий. Такое согласие Обществом получено (распоряжение Администрации Великого Новгорода от 21.08.2000 N 3026рм, договор с Администрацией от 22.09.2000 - л.д. 118 и 119, т. 1). Общество отчисляло во внебюджетный фонд Администрации города ежемесячно 5% от выручки, полученной от реализации лотереи на территории города. Учитывая изложенное, Общество правомерно применяло льготу по налогу на добавленную стоимость, установленную подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Кассационная инстанция считает правильным и вывод суда о неправомерном доначислении налоговым органом Обществу налога с продаж со стоимости реализованных билетов. Согласно статье 349 НК РФ и Областному закону Новгородской области от 11.12.98 N 48-ОЗ "О налоге с продаж" объектом обложения налогом с продаж являются операции по реализации физическим лицам за наличный расчет товаров (работ, услуг). Общество распространяло лотерейные билеты, приобретенные у учредителя по договору купли-продажи по их номинальной стоимости. Лотерейная деятельность в Российской Федерации регулируется положениями статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, оформленном выдачей лотерейного билета. Таким образом, лотерейный билет является свидетельством заключения договора между учредителями и участниками лотереи. Следовательно, продажа лотерейных билетов не может рассматриваться как реализация товаров (работ, услуг), а потому не подлежит обложению налогом с продаж. Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции. Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.05.2004 по делу N А44-2399/04-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород - без удовлетворения. Председательствующий КУЗНЕЦОВА Н.Г. Судьи АБАКУМОВА И.Д. КОЧЕРОВА Л.И. |