Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 13322/04

1. Порядок судебного обжалования нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов определен в ст. 137 и 138 НК РФ. Однако, как следует из ст. 4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть налоговые органы), не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Такими полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (то есть Минфин России). С учетом изложенного толкование используемого в ст. 137 и 138 НК РФ понятия «налоговый орган» в том смысле, какой ему придается в п. 2 ст. 4 и в ст. 30 НК РФ, означало бы, что в результате реформирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти организации и индивидуальные предприниматели оказались лишенными права обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд как орган правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а арбитражные суды – своих полномочий по осуществлению судебной проверки нормативных правовых актов по вопросам налогообложения и сборов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в силу положений ч. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 АПК РФ во взаимосвязи с п. 1 ст. 4, ст. 137, 138 НК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов Министерства финансов РФ по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, подведомственны арбитражным судам. 2. Сам факт направления письма Минфина России конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия этого письма, если в нем содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Рассматривая подобные дела, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта. Суд должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах. При этом разрешение вопроса о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица нормативный характер, должно производиться независимо от его формы, содержания и других условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании. 3. Как следует из письма Минфина России от 10.06.2004 № 03-02-05/2/35 «О налоговом учете лизинговых операций», этот документ содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают. Он не устанавливает обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, потому не носит нормативного характера и, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Поэтому заявление общества о признании недействующим абз. 7 названного письма не подлежит рассмотрению в ВАС РФ. При этом заявитель не лишен права на обращение в арбитражный суд с иными требованиями, если в результате применения в отношении общества спорного письма будут затронуты его права.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.