Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС УО от 14.12.2004 № Ф09-5324/04-АК

Обязанности по уплате взносов в Амортизационный фонд Республики Башкортостан прекращены с 01.01.1997, поскольку установивший их акт органов государственной власти утратил силу с указанной даты. Взносы в Амортизационный фонд Республики Башкортостан, уплаченные за все периоды, начиная с 1997 года, являются излишне уплаченными, а потому могут быть возвращены (зачтены) в порядке ст. 78 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 14 декабря 2004 года Дело N Ф09-5324/04-АК Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Уфы на решение от 19.08.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14542/04. Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не прибыли. Письменных ходатайств не поступило. ЗАО "Эколог Башнефтеспецстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Уфы о зачете излишне уплаченных налога с владельцев транспортных средств в сумме 63350 руб., налога на пользователей автомобильных дорог за IV квартал 2000 г. в размере 43251 руб., отчислений в Амортизационный фонд Республики Башкортостан в размере 3799 руб. и принуждении инспекции к зачислению указанных сумм в счет погашения задолженности по транспортному налогу (с учетом уточнения требований). Решением от 19.08.2004 заявленные требования удовлетворены. В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось. Налоговая инспекция с судебным актом не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Как следует из материалов дела, ЗАО "Эколог Башспецнефтестрой" обратилось в Инспекцию МНС РФ по Советскому району г. Уфы с письмом от 09.04.2004 N 06-186, в котором просило произвести зачет переплаты по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 43193,48 руб. и недоимки по транспортному налогу. В письме от 09.04.2004 N 06-191 налогоплательщик свои требования дополнил и просил зачесть переплату по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 63350 руб. и отчисления в Амортизационный фонд Республики Башкортостан в сумме 3799 руб. в погашение задолженности по транспортному налогу. Бездействие налогового органа явилось основанием для обращения ЗАО "Эколог Башспецнефтестрой" в суд. Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия начиная с 01.01.1997 установленной законодательством о налогах и сборах обязанности по уплате взносов в фонд амортизации Республики Башкортостан, транспортного налога, а также отсутствия обязанности исчислять налог на пользователей автомобильных дорог за IV квартал 2000 г. по повышенным ставкам, установленным Законом Республики Башкортостан от 09.11.2000 N 99-З "О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Башкортостан "О дорожном фонде Республики Башкортостан". Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические и физические лица, имеющие транспортные средства, в установленных настоящим пунктом размерах (с каждой лошадиной силы). Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, указанных в статье, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Данный пункт Определением Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 107-О признан неконституционным и не подлежащим применению, поскольку не соответствует статьям 57 и 75 Конституции РФ. При таких обстоятельствах, исходя из содержания указанного определения, положение п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу и не подлежит применению. Поскольку налоговым периодом по налогу с владельцев транспортных средств является год, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что налог в сумме 63350 руб., перечисленный обществом платежным поручением от 16.05.2002 N 257 по ставкам, установленным Законом Республики Башкортостан от 29.11.2001 N 259-З "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Закона Республики Башкортостан "О дорожном фонде Республики Башкортостан", является излишне уплаченным и подлежит зачету в счет погашения недоимки или в счет предстоящих платежей. В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", Указа Президента РФ от 18.08.1996 N 1214, п. 1 ст. 3, пп. 2 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога (сбора) прекращается с момента, когда закон, установивший конкретный налог (сбор), утрачивает силу. Обязанности по уплате взносов в Амортизационный фонд Республики Башкортостан прекращены с 01.01.1997, поскольку установивший их акт органов государственной власти утратил силу с указанной даты. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют. В связи с тем, что Закон Республики Башкортостан от 09.11.2000 N 99-З "О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Башкортостан "О Дорожном фонде Республики Башкортостан", повышающий ставки налога на пользователей автодорог, был опубликован в печати только 22.11.2000, суд сделал правильный вывод о неправомерности его применения в 4 квартале 2000 года. Судом первой инстанции установлены, материалами дела подтверждены и сторонами не оспариваются суммы налога с владельцев транспортных средств за 2002 г., взносов в Амортизационный фонд Республики Башкортостан за период 2000 - 2002 гг. и налога на пользователей автодорог за 4 квартал 2000 года, излишне уплаченные налогоплательщиком в бюджет, поэтому непроведение зачета указанных сумм в счет уплаты других налогов в порядке ст. 78 НК РФ обоснованно признано судом первой инстанции неправомерным. Доводы кассационной жалобы о несоблюдении налогоплательщиком срока для подачи заявления о зачете налога на пользователей автодорог кассационной инстанцией не принимается, как не подтвержденные материалами дела. Ссылка на отсутствие у налогового органа информации о наличии переплаты по налогу на владельцев транспортных средств также не влияет на законность судебного акта, которым установлены все существенные для дела обстоятельства. Нарушение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. С учетом изложенного, оснований для отмены судебного акта не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Решение от 19.08.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14542/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.