Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление КС РФ от 28.02.2006 № 2-П
1. Предусмотренные ст. 59 Федерального закона «О связи» отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания обладают существенными признаками, характерными не для налогов, а для фискальных сборов. Однако установление на федеральном уровне подобных фискальных сборов не может рассматриваться как открывающее возможность произвольного установления иными уровнями публичной власти сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 ст. 59 и ст. 60 Федерального закона «О связи» называют лишь субъекты отчислений в резерв универсального обслуживания и цели взимания данного сбора, при этом Правительству РФ делегируется определение порядка формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания. По сути, все существенные элементы данного сбора установлены не законом, а подзаконным актом. Следовательно, в данном случае предоставление Правительству РФ полномочия определять порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания, то есть права лишь конкретизировать содержание необходимых элементов сбора, которые должны быть законно установленными (в том числе объект и база, максимальный размер ставки или, по крайней мере, критерии его определения – с учетом регулярной основы взимания сбора), в силу неопределенности и неясности положений Федерального закона «О связи» в части, касающейся существенных элементов отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, повлекло за собой чрезмерное расширение объема и пределов подзаконного регулирования. В результате федеральный законодатель допустил возможность регламентации Правительством Российской Федерации таких вопросов, которые могут быть урегулированы исключительно законом, нарушив тем самым конституционные критерии законно установленных налогов и сборов применительно к неналоговым фискальным сборам. 2. Положения пунктов 2 и 3 ст. 59 и ст. 60 Федерального закона «О связи» в той мере, в какой они признаны не соответствующими Конституции РФ, а следовательно, и основанные на этих законоположениях нормативные правовые акты во всяком случае утрачивают юридическую силу не позднее 1 января 2007 года, что не освобождает Федеральное Собрание от необходимости, внести необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О связи», а Правительство РФ – привести принятые им нормативные правовые акты в соответствие с такими изменениями и дополнениями в сроки, необходимые для их учета в федеральном бюджете на 2007 год. |