Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной не самим налогоплательщиком, а силами подрядных организаций, не может учитываться как доход от реализации сельскохозяйственной продукции в целях определения права на применение ЕСХН (п. 2 ст. 346.2, п. 4 ст. 346.3 НК РФ). |
Фактическая подача заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в разумный срок после подачи заявления о постановке на налоговый учет не может повлечь для заявителя последствия в виде отказа в изменении режима налогообложения, поскольку положения гл. 26.1 НК РФ не предусматривают право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанного налогового режима. |
Признавая правомерным применение обществом системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), арбитражный суд отклонил доводы инспекции о том, что с момента создания общества прошло менее 9 месяцев, поэтому оно не может соответствовать критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным абз. 2 п. 1 ст. 346.2 НК РФ. Как указал суд, согласно своему уставу общество осуществляет производство сельскохозяйственной продукции – занимается выращиванием сахарной свеклы, зерновых и зернобобовых культур, плодовых и ягодных культур, переработкой и консервированием фруктов и орехов, оптовой торговлей зерном, непереработанными овощами, фруктами и орехами, переработанными овощами, картофелем, фруктами и орехами, сельскохозяйственным сырьем и т.д. Принимая во внимание, что в связи с недавним существованием юридического лица, а также в силу климатических условий у общества отсутствовала объективная возможность производить сельскохозяйственную продукцию в течение 9 месяцев, суд пришел к выводу, что налогоплательщик соответствует понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Иное ставило бы общество в неравное положение с вновь регистрируемыми субъектами предпринимательской деятельности, начавшими работу позднее, означало бы нарушение права налогоплательщика на выбор режима налогообложения и противоречило бы основным началам налогового законодательства – всеобщности и равенства налогообложения, закрепленным в ст. 3 НК РФ. |
Суд признал ошибочным вывод о том, что правопреемник юридического лица, реорганизованного путем преобразования, при исполнении обязанностей по уплате налогов может применять ранее выбранную преобразованным лицом систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Созданное в результате преобразования юридическое лицо вправе применять ЕСХН только при соблюдении условий, предусмотренных гл. 26.1 НК РФ, то есть при условии подачи соответствующего заявления. |
В случае реализации основных средств, приобретенных после перехода на уплату ЕСХН, до истечения трех лет с момента их приобретения перерасчет налоговой базы за весь период пользования такими основными средствами производится в периоде реализации и отражается в декларации за этот период. При этом налогоплательщик не обязан производить перерасчет налоговой базы с момента приобретения основных средств и представлять уточненные декларации за весь период владения основным средством. |
Исходя из положений ст. 11, 346.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», раздела 98 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей относились не только организации, занимающиеся выловом и переработкой выращенной ими рыбы, но также иные организации, занимающиеся выловом и переработкой рыбы, поэтому такие организации также были вправе перейти на уплату ЕСХН. |
При применении единого сельскохозяйственного налога расходы на приобретение основных средств могут быть учтены в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ независимо от способа приобретения основных средств (посредством заключения гражданско-правовой сделки или самостоятельного изготовления). |
Подпунктом 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ определено, что плательщики единого сельскохозяйственного налога уменьшают полученные ими доходы на расходы на приобретение основных средств. Положения названной статьи не уточняют способа приобретения основных средств, поэтому необходимо исходить из положений ст. 218 ГК РФ, устанавливающих в качестве оснований приобретения права собственности на имущество не только гражданско-правовую сделку, но и изготовление либо создание имущества для себя. Таким образом, в состав расходов на приобретение основных средств могут включаться не только суммы затрат на их куплю-продажу, но и затраты на их сооружение, изготовление, доставку, в том числе на строительство. Иное противоречило бы принципу равенства налогообложения, продекларированному в п. 1 ст. 3 НК РФ, и привело бы к возможному неравенству в налогообложении налогоплательщиков, изготовивших объект основных средств самостоятельно и приобретших его по договору купли-продажи. |
Позиция налогового органа о невозможности перехода налогоплательщика на уплату единого сельскохозяйственного налога, поскольку последний не выращивает рыбу, а вылавливает ее, неправомерна. Несмотря на то что колхоз не занимается выращиванием рыбы, он является сельскохозяйственным товаропроизводителем, то есть организацией, производящей сельскохозяйственную продукцию путем вылова рыбы, на которую также распространяются положения гл. 26.1 НК РФ. |
|