Признавая правомерным доначисление налогоплательщику транспортного налога в отношении экскаватора и самоходного крана, арбитражный суд исходил из того, что поскольку данная техника зарегистрирована в инспекции Гостехнадзора, то в силу п. 1 ст. 358 НК РФ является объектом обложения транспортным налогом, а не оборудованием, как полагает налогоплательщик. |
Налогоплательщиком правомерно исчислен транспортный налог по карьерному автосамосвалу БелАЗ по ставке, установленной для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Суд исходил из того, что спорное транспортное средство зарегистрировано органами Гостехнадзора как самоходная машина, имеет специальное назначение, используется для определенного вида работ, не связанных с перевозкой грузов, не предназначено для движения по автомобильным дорогам общего пользования, поэтому не относится к грузовым автомобилям. |
Признавая неправомерным исчисление налогоплательщиком транспортного налога на принадлежащую ему спецтехнику (автокран), смонтированную на шасси грузового автомобиля, по ставкам, установленным для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, арбитражный суд отклонил ссылку на Инструкцию по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденную приказом МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-211724, согласно которой при отнесении транспортных средств к соответствующим категориям используется ОКОФ. По мнению суда, определение типа транспортного средства в целях налогообложения зависит от его регистрации. Поскольку спорное транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как грузовой автомобиль категории «С», в отношении его подлежат применению ставки, установленные для грузовых автомобилей. |
Суд признал правомерным использование производственно-техническим центром Государственной противопожарной службы льготы по транспортному налогу, установленной подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, в отношении автомобиля, закрепленного за ним на праве оперативного управления, отклонив доводы инспекции о том, что положения данной нормы касаются исключительно органов исполнительной власти, каковым налогоплательщик не является. Как указал суд, налогоплательщик создан федеральным органом исполнительной власти, служба в котором согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» является службой, аналогичной военной. В целях применения указанной льготы транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. |
Транспортные средства с момента их списания в установленном порядке на основании приказа руководителя организации по причине их полного износа, переставшие соответствовать критериям транспортного средства по своим физическим характеристикам и непригодные для использования налогоплательщиком в его деятельности, не должны облагаться транспортным налогом. То есть сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. |
Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». В силу п. 2 указанного нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, – в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в России (Гостехнадзор). Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ. |
Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ. |
1. В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД, а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, – в Гостехнадзоре. Следовательно, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ.
2. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ.
__________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». |
Поскольку понятие «грузовое судно» Налоговым кодексом РФ не определено, суд на основании Методических рекомендаций по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 24.03.2005 № АП-57-р(фс), Международной конвенции об охране человеческой жизни на море пришел к выводу, что грузовое судно – это любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, ледокол, буксир, толкач и другое непассажирское судно). На основании анализа технических характеристик, принадлежащих налогоплательщику судов, суд пришел к выводу, что они являются грузовыми и в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом. |
Поскольку в соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении 1968 года автокран, самосвал, автомобиль-фургон, машина дорожная комбинированная, машина уборочная относятся к грузовым автомобилям, зарегистрированы в органах ГИБДД, налогоплательщик был обязан уплачивать транспортный налог по ставкам, установленным для грузовых автомобилей, а не для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. |
|