Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС СЗО от 22.11.2005 № А05-7115/2005-22

Отмена налога не влечет прекращения начислений пени на задолженность, образовавшуюся в период действия налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 ноября 2005 года Дело N А05-7115/2005-22 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 22.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскгражданреконструкция" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.07.05 по делу N А05-7115/2005-22 (судья Хромцов В.Н.), УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество "Архангельскгражданреконструкция" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция), выразившихся в отказе обществу произвести возврат необоснованно уплаченных сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД) за период с 01.04.02 по 01.04.05, а также об обязании инспекции произвести возврат необоснованно уплаченных за период с 01.04.02 по 01.04.05 123983 руб. пеней по НПАД и произвести сложение в лицевом счете задолженности по пеням по НПАД в сумме 59429 руб. Решением суда от 28.07.05 обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе произвести возврат сумм пеней по НПАД, уплаченных за период с 01.04.02 по 01.04.05, а также об обязании инспекции возвратить 123983 руб. уплаченных пеней за этот же период по НПАД. В части требования обязать инспекцию произвести сложение в лицевом счете задолженности по пеням по НПАД в сумме 59429 руб. производство по делу прекращено. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, инспекция имела право начислять пени в территориальный дорожный фонд с 01.05.02 по 31.12.02 по задолженности, образовавшейся согласно декларации по НПАД за 2002 год. Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, 24.03.05 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных за период с 01.04.02 по 01.04.05 пеней по НПАД. Инспекция отказала обществу в возврате пеней в связи с наличием у него задолженности по пеням по НПАД и отсутствием переплаты налога (письмо от 12.05.05 N 10-08/15786). Общество не согласилось с отказом налогового органа в возврате пеней и обжаловало решение инспекции в арбитражный суд. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на день подачи заявления о возврате излишне уплаченных пеней по НПАД общество, согласно заключению о зачете от 28.04.04 N 3435 и платежному поручению от 06.05.03 N 203 из 215580 руб. 43 коп. задолженности по пеням по данному налогу уплатило 156150 руб. 44 коп. за период с 01.04.02 по 01.04.05. В силу статей 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавших до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, определение круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществлялись Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим Законом. Подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" НПАД введен как федеральный налог. В названном подпункте также указано, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 19 названного Закона порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 (далее - Порядок от 23.01.92), предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" НПАД ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" НПАД зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог является единым федеральным налогом, исчисляемым с общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Из названных норм следует, что установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации. В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уплата налогоплательщиком пеней связывается с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге. При введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации ни Порядок от 23.01.92, ни статьи Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не были признаны утратившими силу, а следовательно, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в спорный период подлежали применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации. С учетом указанных обстоятельств и правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.02 N 200-О, кассационная коллегия считает, что, поскольку нормами Порядка от 23.01.92 и статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" определены порядок и сроки внесения налога на пользователей автомобильных дорог, суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности начисления инспекцией обществу 80562 руб. 25 коп. пеней по состоянию на 01.01.01 за несвоевременную уплату НПАД как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. В то же время статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.01, а действие Порядка от 23.01.92 приостановлено. Федеральным законом от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Порядка от 23.01.92 приостановлено и на 2002 год. Из названных норм следует, что срок уплаты НПАД в 2001 году установлен не был, следовательно, начисление инспекцией пеней за несвоевременную уплату обществом НПАД за 2001 год необоснованно. В соответствии с Областным законом от 27.11.01 N 74-10-ОЗ "О порядке образования средств областного дорожного фонда" (далее - Областной закон), вступившим в силу с 01.01.02, на территории Архангельской области установлен порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда, включая срок уплаты НПАД, на 2002 год. Статьей 6 Областного закона установлены отчетные периоды по НПАД, срок уплаты налога - один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом. Суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованном начислении инспекцией 15991 руб. 46 коп. пеней за период с 01.05.02 по 31.12.02. Судом первой инстанции правомерно отклонен и довод общества о том, что начисление пеней по НПАД должно быть прекращено 31.12.02, так как с 01.01.03 данный налог отменен. Конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы не может быть прекращена отменой конкретного налога в последующие после наступления срока его уплаты периоды, такое основание прекращения обязанности по уплате налога не предусмотрено и пунктом 3 статьи 44 НК РФ. Согласно статьям 9 и 21 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.03. В пункте 3 статьи 75 НК РФ указано, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на его имущество. Следовательно, оснований для прекращения начисления обществу пеней нет. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налогоплательщики, применяющие в 2002 году разные методы определения выручки от реализации продукции, работ, услуг, как получившие, так и не получившие выручку, обязаны исчислить и уплатить НПАД в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, в срок до 15.01.03. Статьей 55 НК РФ определено, что налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что сумма НПАД, подлежащего уплате за IV квартал 2002 года, составила 156939 руб. Суд правильно оценил представленные по делу доказательства и признал обоснованным начисление обществу пеней за несвоевременную уплату НПАД за отчетные периоды и после 31.12.02. Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Порядок проведения зачета установлен пунктами 4 и 5 статьи 78 НК РФ. В соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика. В пункте 5 статьи 78 НК РФ указано, что налоговый орган вправе самостоятельно провести зачет излишне уплаченных налогов лишь в случае наличия у налогоплательщика недоимки по другим налогам. Таким образом, налоговому органу не предоставлено право самостоятельно осуществлять зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты налога в счет погашения задолженности по этому налогу. Осуществление налоговым органом зачета зависит от волеизъявления налогоплательщика, оформленного в виде заявления. Самостоятельно проводимый налоговыми органами зачет в силу нормы абзаца второго пункта 2 статьи 45 НК РФ представляет собой разновидность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, у общества имелась обязанность по уплате 158149 руб. 61 коп. пеней за несвоевременную уплату НПАД в спорные периоды. Суд сделал правильный вывод о том, что у общества отсутствует излишняя уплата пеней по НПАД, поскольку фактически обществом уплачено 156150 руб. 44 коп. пеней. В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Согласно пункту 11 статьи 78 НК РФ правила настоящей статьи применяются и в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней. Из названных норм следует, что возврат излишне уплаченных пеней осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по уплате этих платежей и пеней. При таких обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении требований о возврате пеней, указав на наличие у него задолженности по НПАД за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2002 года. В части требования общества обязать инспекцию произвести сложение в его лицевом счете задолженности пеней по НПАД в сумме 59429 руб. производство по делу обоснованно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как лицевой счет, который ведет инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение внутриведомственных документов. Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.03 N 8156/02, лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и также не содержат необходимых данных для проверки обоснованности начисления пеней в размере, указанном инспекцией. Неотражение либо отражение в лицевом счете конкретных сумм налоговых платежей или начисленных пеней само по себе не ущемляет прав налогоплательщика. Кассационная коллегия считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а следовательно, оснований для отмены принятого по делу судебного акта нет. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.07.05 по делу N А05-7115/2005-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскгражданреконструкция" - без удовлетворения. Председательствующий МАЛЫШЕВА Н.Н. Судьи КОЧЕРОВА Л.И. КУЗНЕЦОВА Н.Г.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.