Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС УО от 29.08.2007 № Ф09-6853/07-С2

Утрата налоговым органом в связи с пропуском установленного ст. 46 НК РФ срока возможности для взыскания задолженного по пени не является основанием для признания ее безнадежной к взысканию и исключения из лицевого счета налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 августа 2007 г. Дело N Ф09-6853/07-С2 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Наумовой Н.В., судей Юртаевой Т.В., Слюняевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижевский радиозавод" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.02.2007 по делу N А71-8915/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по тому же делу. В судебном заседании приняли участие представители общества - Чикиров А.В. (доверенность от 20.11.2006 N 157); Трегубов А.В. (доверенность от 29.12.2006). Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий налогового органа. Решением суда от 07.02.2007 (судья Глухов Л.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 (судьи Савельева Н.М., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения. В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить требования общества в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, налоговым органом обществу выдана справка о состоянии расчетов на 07.11.2006 N 14330, в которой указана задолженность по уплате пеней в сумме 2041999 руб. 70 коп., начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога. Считая, что действия налогового органа об отражении в справке пеней, возможность взыскания которых инспекцией утрачена, не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах и нарушают его права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными. Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что в справке налогового органа правомерно указана сумма задолженности по уплате пеней. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и закону. Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Кодекса. В соответствии с положениями ст. 59 Кодекса в случае, когда взыскание задолженности по налогам и пени оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, такая задолженность признается безнадежной и списывается в соответствующем порядке. При этом данной нормой предусмотрено, что указанный порядок в отношении федеральных налогов устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, механизм реализации права налогоплательщика на списание недоимки и задолженности по пеням подлежит регулированию отдельным подзаконным актом, принимаемым Правительством Российской Федерации в рамках своей компетенции, установленной Кодексом. В соответствии с требованиями ст. 59 Кодекса Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", устанавливающее основания и процедуру применения ст. 59 Кодекса. Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 100 признание безнадежной к взысканию и списание налоговой задолженности в отношении налогоплательщиков - юридических лиц производятся только в случаях ликвидации организации. Таким образом, исключительный перечень оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию предусмотрен Правительством Российской Федерации. Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество начиная с 2001 г. несвоевременно уплачивало в бюджет единый социальный налог, в связи с чем ему на основании ст. 75 Кодекса начислялись пени. Налоговым органом было выставлено требование от 15.07.2005 N 60950 об уплате пеней в сумме 2041999 руб. 70 коп., которое в дальнейшем было признано недействительным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2005 по делу N А71-691/05 по причине несоответствия его содержания требованиям п. 4 ст. 69 Кодекса. Однако обоснованность начисления пеней в судебном порядке не устанавливалась. Как следует из материалов дела, сумма 2041999 руб. 70 коп., включенная в справку от 07.11.2006 N 14330, представляет собой задолженность по пеням, на принудительное взыскание которой, по мнению общества, инспекция утратила право в связи с пропуском установленного статьей 46 Кодекса пресекательного срока давности взыскания. Между тем указанное обстоятельство в силу вышеуказанных норм не является основанием для списания задолженности по пеням как безнадежной к взысканию. При таких обстоятельствах с учетом норм статьи 33 Кодекса, согласно которым должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о том, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию и исключать соответствующие суммы из лицевого счета налогоплательщика, и, следовательно, о законности действий инспекции по отражению пеней в справке о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам от 07.11.2006 N 14330. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.02.2007 по делу N А71-8915/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижевский радиозавод" - без удовлетворения. Председательствующий НАУМОВА Н.В. Судьи ЮРТАЕВА Т.В. СЛЮНЯЕВА Л.В.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.