Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС СЗО от 08.10.2003 № А42-2097/03-12

У налоговой инспекции отсутствовали законные основания для списания задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, которые являются налоговыми платежами. Поэтому восстановление к уплате в бюджет незаконно списанной суммы налоговых платежей - дополнительных платежей по налогу на прибыль - путем исключения этих платежей из суммы списанной задолженности по пеням и штрафам - не нарушает и не может нарушать законных прав и интересов налогоплательщика. В то же время, поскольку действие решения о реструктуризации завершено, реструктурированная сумма задолженности по налогам уплачена в бюджет в установленном порядке с соблюдением условий ее реструктуризации, задолженность по штрафам и пеням списана, взыскание задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в рассматриваемом случае может производиться налоговым органом только в предусмотренном НК РФ порядке погашения (взыскания) задолженности по указанным платежам. В связи с изложенным, у налогового органа отсутствовало право на восстановление действия решения о реструктуризации задолженности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 октября 2003 года Дело N А42-2097/03-12 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" Емельяновой Т.С. (доверенность от 31.03.2003 N 16), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Шульги Д.А. (доверенность от 05.08.2003 N 01-14-43/3558), рассмотрев 06.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение от 30.04.2003 (судья Мунтян Л.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2003 (судьи Сачкова Н.В., Сигаева Т.К., Быкова Н.В.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-2097/03-12, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" (далее - ОАО "ГМК "Печенганикель", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 20.02.2003 N 4. Решением суда от 30.04.2003 заявленные Обществом требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2003 решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов, требования Общества отклонить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Проверив законность оспариваемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и на основании заявления Общества Комиссией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам принято решение от 31.08.2000 N 10-4-5/224-2000 о предоставлении ОАО "ГМК "Печенганикель" права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам. Этим же решением утвержден график погашения задолженности. Сумма задолженности, указанной в решении о реструктуризации, в последующем изменена (уменьшена) в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 N 410 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002", а также вступлением в законную силу судебных актов Арбитражного суда Мурманской области. Осуществлена корректировка и графика погашения задолженности. В июле 2002 года, принимая во внимание досрочное погашение Обществом всей суммы реструктурированной задолженности по налогам и соблюдение иных условий проведения реструктуризации и руководствуясь статьей 138 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", а также Правилами списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30 апреля 2002 года N БГ-3-29/235, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району (территориальный налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика) приняла решение от 19.07.2002 N 1 о списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 35783000 руб. Спустя месяц, 20 августа 2002 года, Общество перешло на налоговый учет из Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области. В ноябре 2002 года Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направило территориальным налоговым органам письмо от 20.11.2002 N ОС-6-29/1796@ (л.д. 80), в соответствии с которым задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включается в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов, в связи с чем налоговым органам необходимо провести соответствующую корректировку графиков погашения задолженности. Эти разъяснения даны исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О. Во исполнение названных документов Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области решением от 20.02.2003 N 4 внесла изменения в ранее принятое решение от 19.07.2002 N 1 о списании задолженности по пеням и штрафам, исключив из суммы списанных пеней и штрафов сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль. Одновременно налоговой инспекцией принято решение о восстановлении действия решения от 16.07.2001 N 1 о реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам, а именно: по налогу на прибыль в сумме 23540776,7 руб. (фактически это сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль), по пеням - в сумме 5017464,99 руб. и штрафам - в сумме 1102987 руб. Налоговым органом самостоятельно разработаны и направлены Обществу графики погашения указанных сумм задолженности. Считая такое решение налогового органа незаконным, нарушающим законные права и интересы Общества, налогоплательщик обжаловал его в арбитражном суде. Удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что при вынесении решения от 20.02.2003 N 4 о внесении изменений в ранее принятое решение о списании задолженности по пеням и штрафам, а также о восстановлении действия решения о реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам, налоговый орган превысил предоставленные ему полномочия. Исходя из положений статьи 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002, постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам, утвержденных приказом МНС РФ от 30 апреля 2002 г. N БГ-3-29/235, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О, о правовой природе дополнительных платежей по налогу на прибыль, кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов о неправомерном исключении налоговым органом из суммы списанной задолженности по пеням и штрафам суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль. Вышеуказанными нормативными актами, в том числе статьей 138 Закона Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 2002 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", предусмотрено списание только пеней и штрафов. Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для списания задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, которые согласно высказанной на момент принятия названных нормативных актов правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются налоговыми платежами. Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Восстановление к уплате в бюджет незаконно списанной суммы налоговых платежей - дополнительных платежей по налогу на прибыль - путем исключения этих платежей из суммы списанной задолженности по пеням и штрафам не нарушает и не может нарушать законных прав и интересов налогоплательщика. Принимая во внимание, что рассматриваемые отношения по реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам регулируются не налоговым, а бюджетным законодательством, кассационная инстанция считает недоказанным отсутствие у налогового органа (территориального налогового органа, где налогоплательщик состоит на налоговом учете), выступающего в данном случае как орган исполнительной власти, на который специальными нормативными актами возложена обязанность по проведению предусмотренной бюджетным законодательством реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, пеням и штрафам, права на внесение изменений в принятые налоговыми органами решения, при наличии в этих решениях положений, не основанных на действующем законодательстве. По мнению суда кассационной инстанции, наличие такого права у территориального налогового органа, где налогоплательщик состоит на налоговом учете, следует из положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (с изменениями и дополнениями), приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.08.2001 N БГ-3-08/280, статьи 11 НК РФ. Вместе с тем Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает законным и обоснованным вывод судов об отсутствии у налогового органа права на восстановление решения о реструктуризации задолженности. Пункт 7 постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 (в ред. постановления от 23.10.2001 N 742) предусматривает единственный случай восстановления права на реструктуризацию задолженности. Рассматриваемая ситуация не подпадает под его действие. Иных оснований восстановления проведения реструктуризации действующими нормативными актами по реструктуризации не предусмотрено. Таким образом, поскольку действие решения о реструктуризации завершено, реструктурированная сумма задолженности по налогам уплачена в бюджет в установленном порядке с соблюдением условий ее реструктуризации, задолженность по налогам и пеням списана, взыскание задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в рассматриваемом случае может производиться налоговым органом только в предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке погашения (взыскания) задолженности по указанным платежам. Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение и постановление Арбитражного суда Мурманской области подлежат отмене, а требования Общества - отклонению в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области от 20.02.2003 N 4 об исключении из состава списанной суммы задолженности по пеням и штрафам 23540776,7 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль. В остальной части судебные акты являются законными и обоснованными. Принимая во внимание результаты рассмотрения жалобы, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины. Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: решение от 30.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-2097/03-12 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области от 20.02.2003 N 4 об исключении из списанной суммы задолженности по пеням и штрафам дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 23540776,7 руб. В этой части в удовлетворении требований ОАО "ГМК "Печенганикель" отказать. В остальной части решение и постановление оставить без изменения. Взыскать с открытого акционерного общества "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах трех инстанций. Председательствующий КУЗНЕЦОВА Н.Г. Судьи КОЧЕРОВА Л.И. ШЕВЧЕНКО А.В.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.