Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС МО от 15.07.2004 № КА-А40/5775-04

Отказывая налогоплательщику в зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль за I квартал 1999 года, суд принял во внимание, что уточненная декларация и заявление на зачет были поданы в налоговый орган в 2003 году, то есть за пределами трехлетнего срока, предусмотренного как для проведения налоговой проверки (ст. 87 НК РФ), так и для обращения с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 15 июля 2004 г. Дело N КА-А40/5775-04 ОАО "Лукойл" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении зачета налога на прибыль, излишне уплаченного ОАО "Лукойл", в сумме 106763157 руб., и об обязании Налоговой инспекции произвести зачет названной суммы в счет предстоящих платежей налога на прибыль, в том числе: в федеральный бюджет - 49593848 руб., в бюджет г. Москвы - 57169309 руб. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2004 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на пункт 2 статьи 8 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое с неправильным применением норм налогового законодательства, в удовлетворении заявленного требования Обществу - отказать, поскольку по итогам 1 квартала 1999 г. подлежал уплате налог в виде авансового платежа исходя из действующей в течение данного периода налоговой ставки 35 процентов. В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал доводы жалобы. Представитель Общества против отмены судебного акта возражал по мотивам, изложенным в нем и поступившем письменном отзыве на кассационную жалобу, в котором заявитель ссылается на то, что Общество, исчислив налог на прибыль за 1999 г. в целом по ставке 30%, действовало в соответствии с налоговым законодательством. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, с отказом в удовлетворении заявленных требований. Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Лукойл" 08.09.2003 направило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1999 год и заявление с просьбой на основании подп. 5 п. 1 ст. 21 и п. п. 1, 2, 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации произвести зачет излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 106763157 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль. Зачет указанной суммы налога в срок, установленный п. 4 ст. 78 НК РФ, Налоговой инспекцией произведен не был, а по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации был составлен акт проверки N 11/160 от 23.10.03, которым установлен факт отсутствия излишней уплаты заявителем налога на прибыль. Не согласившись с позицией Налоговой инспекции, суд указал, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия исчисляют сумму налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Суд отклонил доводы Налоговой инспекции со ссылкой на п. 5.3 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", указав, что данная Инструкция не относится к актам законодательства о налогах и сборах и устанавливает новый порядок исчисления налога на прибыль, противоречащий Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Также судом не принята ссылка налогового органа на п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.01, как не относящийся к предмету рассматриваемого спора. Вместе с тем судом при рассмотрении спора не учтено следующее. В соответствии с действующим в 1999 году Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ) с 01.04.99 изменена ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 13 до 11%, и зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации: ранее была ставка не свыше 22%, с 01.04.99 - не более 19%. Исходя из того, что налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом, а налоговым периодом является год, налогоплательщик и суд полагают, что сумма налога на прибыль, исчисленная за 1 квартал 1999 года по ставкам, действующим до 01.04.99, по итогам 1999 года подлежит исчислению с учетом вновь введенных ставок, а разница, возникшая в результате применения за 1 квартал 1999 года более высоких ставок, является переплатой, которую заявитель просит зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль. Позиция налогового органа основана на положениях п. 5.3 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", которыми определен конкретный порядок расчета налога на прибыль в тех случаях, когда ставка налога изменялась в течение года. С учетом того, что ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации, установлена с 01.04.99 в размере 11%, в данном пункте Инструкции указано, что сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за 1 полугодие, 9 месяцев и год по ставке 11%, увеличивается на сумму налога, исчисленную по ставке 2% от фактической налогооблагаемой прибыли за 1 квартал 1999 года. Если органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлены на 1 квартал 1999 года ставки налога на прибыль, зачисляемого в соответствующие бюджеты, в размере 22%, а с 01.04.99 - 19%, то в этих случаях сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за 1 полугодие, 9 месяцев и год по ставке 19%, увеличивается на сумму налога, исчисленную по ставке 3% от фактической налогооблагаемой прибыли за 1 квартал 1999 года. Принимая во внимание ст. 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит правильным довод Налоговой инспекции о том, что приведенные выше положения Инструкции не противоречат закону, так как в течение налогового периода (года) налог на прибыль уплачивается по итогам отчетных периодов (квартал, полугодие, девять месяцев) на основании реальных финансовых результатов (налогооблагаемой прибыли); фактическая сумма налога, подлежащая уплате (в том числе за 1 квартал 1999 года), должна определяться с учетом предоставленных льгот и действующей ставки налога. В силу того, что на основании п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это, а Законом Российской Федерации от 31.03.99 N 62-ФЗ определено, что он вступает в действие с 01.04.99, заявитель мог применять в 1 квартале 1999 года при исчислении суммы налога только ту ставку налога, которая действовала в этот отчетный период, а по итогам года - ставку, установленную Законом Российской Федерации от 31.03.99 N 62-ФЗ, как это предусмотрено Инструкцией Госналогслужбы, изданной в соответствии со ст. 8 вышеназванного Закона. Исходя из вышеизложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания признавать за налогоплательщиком право на зачет спорной суммы налога на прибыль в счет предстоящих платежей, поскольку излишняя уплата налога отсутствует. Судом кассационной инстанции также принимаются во внимание доводы Налоговой инспекции о том, что уточненная декларация и заявление на зачет поданы в налоговый орган в 2003 г., то есть за пределами трехлетнего срока, предусмотренного как для проведения налоговой проверки (ст. 87 НК РФ), так и для обращения с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ). Также судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что на протяжении 3,5 лет с момента подачи первоначальной налоговой декларации по налогу на прибыль за 1999 г., в которую была включена и сумма налога, исчисленная за 1 квартал 1999 г. по ставке 35%, то есть по ставке, установленной федеральным законодательством, Общество не высказывало каких-либо сомнений в правомерности применения этой ставки. Подача уточненной декларации и заявления была вызвана, как пояснил представитель Общества, формированием (в том числе в пользу налогоплательщиков) судебной практики по аналогичным требованиям других налогоплательщиков. Таким образом, системный анализ сложившихся правоотношений между Обществом и Налоговой инспекцией свидетельствует о том, что ни у одной из сторон не возникал вопрос о неопределенности налогового законодательства в части уплаты налога на прибыль за 1 квартал 1999 г. по ставке 35 процентов. Поскольку Арбитражным судом г. Москвы фактические обстоятельства установлены полно, но дано неправильное толкование норм материального права, Федеральный арбитражный суд Московского округа считает возможным принять новый судебный акт, не передавая дела на новое рассмотрение. На основании вышеуказанного, руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: решение от 16.02.2004 Арбитражного суда г. Москвы отменить. В заявлении ОАО "Лукойл" о признании незаконным бездействия МИМНС РФ по КН N 1, выразившегося в непроведении зачета налога на прибыль в сумме 106763157 руб., и об обязании МИМНС РФ N 1 произвести зачет налога на прибыль, излишне уплаченного ОАО "Лукойл", в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций, в том числе в федеральный бюджет - 49593848 руб., в бюджет г. Москвы - 57169309 руб. - отказать. Взыскать с Открытого акционерного общества "Лукойл" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 50500 руб. (пятьдесят тысяч пятьсот рублей) за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.