Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС ЦО от 27.11.2002 № А08-2816/02-20
Несоблюдение порядка досудебного урегулирования спора о признании неправомерными действий ИМНС по непроведению зачета излишне уплаченного налога является основанием для оставления иска без рассмотрения. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 27 ноября 2002 г. Дело N А08-2816/02-20 Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 9 по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 7 августа 2002 г. по делу N А08-2816/02-20, УСТАНОВИЛ: ОАО "Стойленский горно-обогатительный комбинат", Белгородская область (далее - Комбинат) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрайонной Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 9 (далее - Инспекция) о признании неправомерными действия налогового органа по непроведению зачета излишне уплаченной суммы налога на пользование недрами за период с 1989 г. по 2001 г. и обязании Инспекции зачесть в счет платежей предприятия по налогу за пользование недрами 21746306 руб. Решением суда исковые требования удовлетворены в части признания неправомерными действия (бездействия) Инспекции по непроведению зачета 17804469 руб. излишне уплаченного в период с 1989 г. по ноябрь 2001 г. налога за пользование недрами и обязании Инспекции зачесть указанную сумму в счет предстоящих платежей. В остальной части иск оставлен без рассмотрения в связи с несоблюдением Комбинатом досудебного порядка урегулирования спора. В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялось. В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Комбинату в удовлетворении исковых требований полностью в связи с неправильным применением судом норм материального права. Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим. Как видно из материалов дела ОАО "Стойленский ГОК" обратилось в адрес Межрайонной ИМНС РФ N 9 по Белгородской области с заявлением о зачете 44005177 руб. налога на пользование недрами излишне уплаченного в период с января 1999 г. по ноябрь 2001 г. и представило в налоговый орган уточненные декларации по налогу. Ответчик письмом от 05.02.2002 N 31-28/04/13-2112 сообщил налогоплательщику, что налоговая база по налогу на пользование недрами должна исчисляться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 828 от 28.10.92 и налогоплательщик не имеет права на самостоятельный расчет налога, т.к. он обязан уплачивать налог в размере, установленном государственными органами. Зачет налога произведен не был. В соответствии со ст. 41 Закона РФ "О недрах" размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. Постановлением правительства РФ от 28.10.92 N 828 было утверждено Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами. Согласно второго предложения абзаца 2 пункта 10 Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна стоимости добытого минерального сырья (т.е. элемент налогообложения - налоговая база) исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета НДС. Решением Верховного суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120, оставленным кассационной Коллегией ВС РФ от 16.01.2001 без изменения, указанное предложение абзаца 2 п. 10 Положения признано недействительным (незаконным) поскольку аналогичного положения в Законе РФ "О недрах" не содержится. Как указано в определении Верховного Суда РФ от 16.01.2001 N КАС 00-551, на день издания Постановления Правительства РФ N 828 от 28.10.92 оно уже в оспоренной части не соответствовало действующему Закону РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Фактически указанное предписание Правительства РФ является дополнением к Закону РФ "О недрах", касающегося существенного элемента налогообложения - налоговой базы. В силу п. 9 ст. 13 НК РФ и ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налог на пользование недрами относится к федеральным налогам, следовательно, существенные элементы налогообложения по данному закону могут устанавливаться только федеральным законом, а не нормативным актом Правительства РФ. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 5 от 27.04.93 если правовой акт издан органом при отсутствии соответствующих полномочий, то такой акт признается недействительным и не влекущим правовых последствий со дня его издания. Комбинат излишне произвел уплату налога за период с 1999 г. по 2001 г. в сумме 21746306 руб., поскольку исчислял налоговую базу на основании упомянутого Постановления правительства. Комбинат в соответствии с положениями Закона РФ "О недрах" исчислил сумму налога, подлежащую возмещению, и направил Инспекции расчет суммы налога к зачету. В заявлении о зачете излишне уплаченного налога указывался период до ноября 2001 г. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования, касающиеся излишне уплаченного налога в сумме 17804469 руб., и оставил без рассмотрения требования о зачете уплаченного налога за декабрь 2001 г., поскольку спор не урегулирован в досудебном порядке. Доводы заявителя о неправильном расчете сумм налога подлежит отклонению поскольку Инспекция в судебное заседание несмотря на неоднократные предложения суда не представила своих возражений, более того отказалась проверять расчеты, указав на отсутствие законных оснований проверки. С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: Решение от 7 августа 2002 г. Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-2816/02-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия. |