Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС ЗСО от 03.03.2003 № Ф04/903-58/А81-2003
Статьей 78 НК РФ не предусмотрены ограничения по зачету или возврату излишне уплаченных сумм косвенных налогов, в частности акцизов. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 3 марта 2003 года Дело N Ф04/903-58/А81-2003 Открытое акционерное общество (ОАО) "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", г. Ноябрьск, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску от 16.12.99 N 12/10213 в части доначисления сумм акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, за период с 21 января 1997 года по октябрь 1999 года, исходя из ставки 61195 руб. за тонну (без учета деноминации). А также обязать налоговый орган зачесть излишне уплаченную сумму акциза 274607556 руб., составляющую разницу между суммой акциза, исчисленной по дифференцированной ставке, и суммой, исчисленной по средневзвешенной ставке (исковые требования уточнялись). Исковые требования мотивированы тем, что дифференцированная ставка акциза на нефть в размере 61195 руб., по которой в спорном периоде истец вносил платежи, не была установлена в предусмотренном законом порядке, следовательно, не подлежала применению. Законно установленная средневзвешенная ставка акциза в спорном периоде составляла 55000 руб. Определением суда от 14.03.2002 производство по делу в части признания частично недействительным решения налогового органа прекращено. В части зачета или возврата излишне уплаченного акциза иск оставлен без рассмотрения. Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2002 определение суда оставлено без изменения. Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2002 определение и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело передано в первую инстанцию на новое рассмотрение. При новом рассмотрении решением суда от 03.12.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судом установлено, что истец с 21 января 1997 года по октябрь 1999 года должен был исчислять акциз по ставке, установленной Законом Российской Федерации "Об акцизах", то есть исходя из средневзвешенной ставки акциза 55000 рублей за одну тонну (без учета деноминации). Следовательно, доводы истца об излишне уплаченной сумме акциза на нефть и газовый конденсат 274607556 руб. обоснованны. Сумма излишне уплаченного акциза на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась. В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и норм процессуального права. Заявитель жалобы считает, что судом не учтено следующее. Ставка акциза на нефть, включая газовый конденсат, установлена на спорный период Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемый на территории Российской Федерации" и составляет 61195 руб. за тонну. В нарушение требований пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса судом установлены обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом. В силу статьи 1 Федерального закона "Об акцизах" акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции), следовательно, суммы акцизов, уплаченные покупателями нефти, не подлежат возврату или зачету продавцу нефти. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель акционерного общества отклонил доводы жалобы, считает судебный акт законным и обоснованным. Истцом представлен отзыв на кассационную жалобу. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" представило в Инспекцию МНС РФ по г. Ноябрьску уточненные налоговые декларации по акцизу на нефть, включая газовый конденсат, за период с 21 января 1997 года по октябрь 1999 года и заявление о возврате или зачете на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в счет предстоящих платежей переплаты по акцизу в сумме 2990009260 руб. Решением налоговой инспекции от 16.12.99 N 12/10213 истцу отказано в пересчете акциза на нефть, включая газовый конденсат, за 1997, 1998, 1999 годы, доначислен акциз на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, за период 1997 г. - октябрь 1999 года в сумме 2990009260 руб. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда о неправомерном отказе в пересчете акциза и доначислении сумм акциза, исходя из следующего. В соответствии со статьями 1 - 3 Федерального закона "Об акцизах" организации, производящие и реализующие подакцизные товары, в том числе нефть (включая газовый конденсат), являются плательщиками акциза со стоимости подакцизного товара. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об акцизах" (в редакции Федерального закона N 12-ФЗ от 10.01.97) установлено, что средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть, включая газовый конденсат, составляет 55000 руб. за одну тонну (без учета деноминации). Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона "Об акцизах" дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза, установленной настоящим Федеральным законом, в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Правительству предписано разработать и утвердить в трехмесячный срок со дня вступления в силу данного Закона методику дифференциации ставок акциза на нефть в зависимости от указанных условий; утверждение методики должно повлечь пересчет всех ставок. Постановлением от 08.04.97 N 408 Правительство Российской Федерации ввело дифференцированные ставки акцизов на нефть не по месторождениям, а для конкретных предприятий, то есть по иному, чем предусмотрено законом, принципу. Данным Постановлением для ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" дифференцированная ставка акциза была установлена в размере 61195 руб. за одну тонну. Судом первой инстанции правомерно отмечено, что до утверждения Правительством Российской Федерации дифференцированных ставок на нефть и газовый конденсат для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий (как предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона РФ "Об акцизах") истец должен был с 21.01.97 по октябрь 1999 г. исчислять налог по ставке, установленной Законом, то есть исходя из средневзвешенной ставки акциза 55000 руб. (без учета деноминации) за одну тонну. Следовательно, исковые требования о зачете излишне уплаченной суммы акциза 274607556 руб. правомерны. Суд кассационной инстанции отклоняет доводы налоговой инспекции в части нарушения судом норм процессуального права, выразившегося в доказывании обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением арбитражного суда. В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Судом первой инстанции правомерно отмечено, что по данному делу спор рассматривается по иным основаниям, следовательно, подлежит рассмотрению по существу заявленных исковых требований. Доводы налогового органа в части неправомерности заявления истца о зачете излишне уплаченных сумм акциза несостоятельны. Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Факт обращения истца в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченной спорной суммы акциза налоговым органом не опровергается. Таким образом, в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговый орган возложена обязанность по зачету излишне уплаченных сумм налогов. Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья отнесены к федеральным налогам и сборам. Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации законодателем не предусмотрены ограничения по зачету или возврату излишне уплаченных сумм налогов, в частности акцизов. Таким образом, судом правомерно установлено, что сумма излишне уплаченного акциза 274607556 руб. подлежит зачету ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" в счет предстоящих платежей по налогам. С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: Решение от 03.12.2002 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-176/774А-02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. |