Опубликованные Минэкономразвития России данные среднего уровня цен нефти сорта «Юралс» за истекший месяц исключают возможность правильно рассчитать средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ с учетом количества дней торгов в соответствующем налоговом периоде, поскольку опубликованная в «Российской газете» информация не содержит сведений о количестве дней торгов и ценах на нефтяное сырье в дни торгов. В связи с этим налогоплательщик самостоятельно определил средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» на основе информации о ежедневных котировках, полученной налогоплательщиком в частном порядке от информационного агентства «Рейтерс». Суд признал, что использованная налогоплательщиком методика не противоречит порядку, установленному ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ, а разница между суммой налога, самостоятельно исчисленной налогоплательщиком на основе данных «Рейтерс», и суммой налога, уплаченной в бюджет в III-IV кварталах 2002 года, в соответствии с данными об уровне цен нефти «Юралс», опубликованными в «Российской газете», является излишне уплаченной суммой налога и подлежит зачету в счет предстоящих платежей. |
Налоговый орган посчитал неправомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, в отношении отходов горнодобывающего производства, поскольку нормативы содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства налогоплательщика в установленном порядке утверждены не были. Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд исходил из предусмотренных лицензией условий недропользования и неправомерности применения налоговым органом ставки 5,5 процентов к объемам отходов и некондиционного сырья. Право пользования недрами с целью добычи блочного и строительного камня на месторождении гранитов к налогоплательщику перешло от третьего лица, в лицензии которого было установлено, что при добыче блочного и строительного камня на месторождении гранитов отходы (некондиционное сырье в виде глыб, окола, щебня и бута) составляют 49 процентов, и было предусмотрено право применения налоговой ставки 0 процентов к объемам отходов и некондиционного сырья. Поскольку условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат, то является обоснованным исчисление налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исходя из количества добытых полезных ископаемых без учета отходов и некондиционного сырья. |
Налогоплательщики при добыче газового конденсата в I квартале 2002 года должны были исчислять налог на добычу полезных ископаемых по ставке 16,5 процента, а не по ставке 340 руб. за тонну. Статья 4 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ, распространившая ставку 340 руб. на добытый газовый конденсат, в силу п. 1 ст. 5 НК РФ могла применяться не ранее 01.04.02. |
Налоговый орган, привлекая налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога, сослался на необоснованное применение ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых на участке ранее списанных запасов месторождения глин. Но поскольку налоговым органом не было доказано, что запасы глин были списаны в результате выборочной отработки месторождения, то налогоплательщик правомерно применил ко всему участку льготное налогообложение, предусмотренное подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, а решение налогового органа о привлечении к ответственности является неправомерным. |
Несмотря на то, что предусмотренный подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным для твердых полезных ископаемых был утвержден Министерством природных ресурсов РФ только 10.09.03, налогоплательщик правомерно применял налоговую ставку 0 процентов по НДПИ в 2002 году, поскольку его запасы были признаны некондиционными еще до вступления в силу главы 26 НК РФ. Установленный в соответствии со ст. 342 НК РФ новый порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам окончательно определен в 2003 году и ухудшает положение налогоплательщиков, подтвердивших свое право на применение льготы по платежам за пользование недрами в порядке, действовавшем до вступления данной нормы в законную силу. В связи с этим в отношении налогоплательщика подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ в части отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и сам порядок, окончательно определенный в 2003 году, не распространяют свое действие на правоотношения 2002 года. |
Поскольку порядок исчисления и уплаты в течение квартала ежемесячного авансового платежа по налогу на добычу полезных ископаемых гл. 26 НК РФ не определен, обязанность по внесению ежемесячного платежа, рассчитанного на основании данных предшествующего квартала, нельзя считать установленной (2002 год). |
В связи с отсутствием нормативов потерь, утвержденных комиссией МПР РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921*, налогоплательщик, применяя налоговую ставку 0 процентов, правомерно руководствовался показателями нормативов потерь, согласованными с территориальным управлением Госгортехнадзора РФ. Налогоплательщик не может быть лишен права на предусмотренное подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ льготное налогообложение потерь полезных ископаемых при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения льготы, а не само право на применение ставки 0 процентов.
__________
* Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения». |
В 2002 году при исчислении НДПИ налогоплательщик, осуществлявший добычу нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений, должен был применять не нормы ст. 342 НК РФ, а норму ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ, которая является специальной. При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений налогообложение производится по твердой налоговой ставке 340 руб. за тонну с коэффициентом Кц., а не по адвалорной налоговой ставке 16,5 процента, которая применяется для иных видов углеводородного сырья. |
Опубликованные Минэкономразвития России данные среднего уровня цен нефти сорта «Юралс» за истекший месяц исключают возможность правильно рассчитать средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ с учетом количества дней торгов в соответствующем налоговом периоде, поскольку опубликованная в «Российской газете» информация не содержит сведений о количестве дней торгов и ценах на нефтяное сырье в дни торгов. В связи с этим налогоплательщик самостоятельно определил средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» на основе информации о ежедневных котировках, полученной налогоплательщиком в частном порядке от информационного агентства «Рейтерс». Суд признал, что использованная налогоплательщиком методика не противоречит порядку, установленному ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ, а разница между суммой налога, самостоятельно исчисленной налогоплательщиком на основе данных «Рейтерс», и суммой налога, уплаченной в бюджет в III-IV кварталах 2002 года, в соответствии с данными об уровне цен нефти «Юралс», опубликованными в «Российской газете», является излишне уплаченной суммой налога и подлежит зачету в счет предстоящих платежей. |
Налоговый орган посчитал неправомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, в отношении отходов горнодобывающего производства, поскольку нормативы содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства налогоплательщика в установленном порядке утверждены не были. Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд исходил из предусмотренных лицензией условий недропользования и неправомерности применения налоговым органом ставки 5,5 процентов к объемам отходов и некондиционного сырья. Право пользования недрами с целью добычи блочного и строительного камня на месторождении гранитов к налогоплательщику перешло от третьего лица, в лицензии которого было установлено, что при добыче блочного и строительного камня на месторождении гранитов отходы (некондиционное сырье в виде глыб, окола, щебня и бута) составляют 49 процентов, и было предусмотрено право применения налоговой ставки 0 процентов к объемам отходов и некондиционного сырья. Поскольку условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат, то является обоснованным исчисление налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исходя из количества добытых полезных ископаемых без учета отходов и некондиционного сырья. |
|