Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС ДО от 30.04.2003 № Ф03-А37/03-2/780
Исходя из содержания ст. 41 НК РФ суммы НДС, которые налогоплательщик в качестве льготы не перечисляет в бюджет, являются экономической выгодой налогоплательщика и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда кассационной инстанции от 30 апреля 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/780 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Магаданской области в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью "Магнум - 97" на решение от 21.11.2002, постановление от 23.01.2003 по делу N А37-3178/02-6 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению прокурора Магаданской области в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью "Магнум - 97" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения. В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.04.2003. Прокурор Магаданской области обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением с учетом уточнений требований в судебном заседании о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области от 16.08.2002 N 39 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Магнум - 97" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 12944 руб. 89 коп., доначисление налога на прибыль в сумме 64724 руб. 47 коп., пени - 3183 руб. 98 коп. Решением суда от 21.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2003, в удовлетворении заявления отказано. Суд признал привлечение общества с ограниченной ответственностью "Магнум - 97" к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 2001 год правомерным. Свое решение суд мотивировал ссылками на статью 41 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н (с изменениями и дополнениями), статью 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", в соответствии с которыми, по мнению суда, суммы налога на добавленную стоимость в части льготы, предоставленной налогоплательщику - участнику особой экономической зоны Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", являются экономической выгодой, то есть доходом истца, и подлежат включению в налогооблагаемую прибыль. В кассационной жалобе прокурор Магаданской области, полагая, что судебные акты являются незаконными, принятыми в нарушение норм материального права, предлагает их отменить, а дело направить на новое рассмотрение. Прокурор полагает, что льгота за период 2001 года в сумме 2881952 руб., предоставленная как налоговое освобождение от уплаты в федеральный бюджет НДС ООО "Магнум - 97", являющемуся участником Особой экономической зоны Магаданской области, Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в качестве объекта налогообложения не предусмотрена, поэтому вывод суда не соответствует действующему законодательству. Неправильно судом дана оценка и тому факту, что регистрационный сбор участника Особой экономической зоны Магаданской области должен уплачиваться за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия. Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными и просит судебные акты оставить без изменения. Общество с ограниченной ответственностью "Магнум - 97" поддерживает доводы прокурора, полагая, что выводы суда не соответствуют нормам материального права, поэтому судебные акты подлежат отмене. Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако участия в судебном заседании не принимали. Исследовав материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменном мнении на нее ООО "Магнум - 97", возражениях МИМНС РФ N 1 по Магаданской области, проверив законность судебных актов и правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебных актов не установил. Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2001 год. В справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 расчета от фактической прибыли за 2001 год по строке 5.7, общество указало сумму льготы в размере 2881952 руб. по НДС как участника особой экономической зоны, занизив на эту сумму валовую прибыль предприятия. Результаты проверки оформлены актом N 74 от 13.06.2002, на основании которого решением N 39 от 16.08.2002 ООО "Магнум - 97" привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 12944 руб. 89 коп., доначислен налог на прибыль в сумме 64724 руб. 47 коп., пени 3183 руб. 98 коп. (в доход местного бюджета). В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налога в части, поступающей в федеральный бюджет, за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования РФ. При рассмотрении дела судом установлено, что ООО "Магнум - 97" в 2001 году, являясь участником особой экономической зоны, на основании регистрационного свидетельства участника особой экономической зоны с 2000 года было освобождено от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Судом обоснованно установлено, что исходя из содержания статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость в части льгот являются экономической выгодой и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Вывод суда в этой части является законным и соответствует фактическим обстоятельствам дела. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом налогообложения на прибыль является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. При этом прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма налогов в части федерального бюджета, не подлежащая уплате в бюджет, в соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (с изменениями и дополнениями), признается доходами организации, так как влечет увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Таким образом, налогом на прибыль подлежат обложению суммы экономической выгоды, полученной организацией в результате неуплаты денежных средств в бюджет, остающейся у организации и приводящей в конечном итоге к увеличению ее капитала. Следовательно, вывод суда о том, что сумма налога на добавленную стоимость в части федерального бюджета, не подлежащая уплате в бюджет, должна учитываться при формировании валовой прибыли, является законным и обоснованным. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется федеральным законом. Статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что впредь до принятия федерального закона, предусмотренного пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, при расчетах налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость и формирование финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В соответствии с пунктом 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с изменениями и дополнениями), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Регистрационный сбор за выдачу свидетельства участника особой экономической зоны к подобным затратам не относится. В соответствии с Законом Российской Федерации от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" регистрационный сбор является расходами, связанными с выдачей регистрационного свидетельства участнику особой экономической зоны, и подтверждающего получение статуса участника особой экономической зоны для использования налоговых освобождений в соответствии с этим Законом. В соответствии со статьей 4 Закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" участникам ОЭЗ предоставляется особый правовой режим хозяйственной деятельности, установленный данным Законом, заключающийся в праве участника ОЭЗ на освобождение от уплаты налогов в доле федерального бюджета. Факт отсутствия уплаты регистрационного сбора участника особой экономической зоны является основанием для аннулирования регистрационного свидетельства, но не влечет прекращения хозяйственной деятельности. Учитывая изложенное, такой сбор не является сбором, подпадающим под признаки сбора, установленного налоговым законодательством, а расходы по его уплате не являются затратами, непосредственно связанными с производством продукции (работ, услуг), а следовательно, и не включаются в состав себестоимости продукции. Кроме того, Законом Магаданской области "О внесении изменений в Закон Магаданской области" от 06.05.2000 N 120-ОЗ предусмотрен источник уплаты регистрационного сбора: он уплачивается за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия. Учитывая изложенное, а также то, что все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка, оснований для отмены судебных актов не установлено. Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа ПОСТАНОВИЛ: решение от 21.11.2002, постановление апелляционной инстанции от 23.01.2003 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-3178/02-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия. |