Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС СЗО от 23.11.2007 № А56-12433/2007

Суд признал обоснованным применение обществом ставки 0 процентов по НДС в отношении товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта, поскольку исходя из ст. 155 Таможенного кодекса РФ вывоз товаров в таможенном режиме реэкспорта не предполагает их обратного ввоза и, следовательно, является разновидностью экспорта. Кроме того, суд отметил, что законодательство о налогах и сборах не предусматривает ни ставку налога, ни порядок уплаты НДС в случае заявленного режима реэкспорта как единственного таможенного режима, под который помещены ввезенные товары. Следовательно, положения п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются на вывоз товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта, и налогообложение подобных операций должно производиться по ставке 0 процентов при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, независимо от того, какой таможенный режим указан налогоплательщиком в ГТД (экспорт или реэкспорт).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2007 г. по делу N А56-12433/2007 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Красиковой В.В. (доверенность от 20.08.07 N 17-01/28842), Косарим Т.А. (доверенность от 28.03.07 N 17-01/09478), от общества с ограниченной ответственностью "МегаАльянс" Ковалевой Е.Б. (доверенность от 03.09.07 б/н), Абакумовой Е.Е. (доверенность от 03.09.07 б/н), Прокопенко Е.А. (доверенность от 03.09.07), рассмотрев 20.11.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.07 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.07 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-12433/2007, установил: общество с ограниченной ответственностью "МегаАльянс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 27.04.07 N 06-05/13546. Решением суда от 13.06.07 требования Общества удовлетворены. Постановлением апелляционного суда от 12.09.07 решение от 13.06.07 оставлено без изменения. В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит судебные акты отменить. По мнению Инспекции, налогоплательщик не имеет права на применение ставки 0 процентов, так как в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) таможенный режим реэкспорта для таких товаров не предусмотрен. Податель жалобы полагает, что местом реализации товара, помещенного под таможенный режим "Реэкспорт" и вывезенного с таможенной территории Российской Федерации, является территория Российской Федерации. Инспекция считает, что вывод судов о том, что реэкспорт - разновидность экспорта, не соответствует нормам действующего законодательства. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения. В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Обществом представлена декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекция приняла решение от 27.04.07 N 06-05/13546 о привлечении Общества к налоговой ответственности, в соответствии с которым доначислила ему 39166637 руб. НДС, 1799707 руб. пеней, применила 7833327 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату этого налога. Инспекция признала необоснованным применение Обществом ставки 0 процентов в связи с осуществлением реализации товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта, на который, по ее мнению, не распространяется порядок налогообложения по ставке 0 процентов, признав за ним право на налоговые вычеты. Инспекция считает, что в соответствии со статьей 147 НК РФ местом реализации товара, помещенного под таможенный режим реэкспорта и вывезенного с таможенной территории, является Российская Федерация. Общество, посчитав решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд. Суды всесторонне и полно исследовали представленные в деле доказательства и доводы сторон и сделали правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа Обществу в применении ставки 0 процентов. Кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных актов. Как установили суды и усматривается из материалов дела, в соответствии с дистрибьюторским договором от 10.03.06 Общество приобретает телефонные аппараты компании "Samsung" для целей "дальнейшей перепродажи розничным или оптовым покупателям". Часть ввозимой партии товара в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оформляется в таможенном режиме "Реэкспорт". При этом заявитель не уплачивал НДС в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 151 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом "Таможенные режимы" Таможенного кодекса Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим. В подпункте 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим определен как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. При этом согласно статье 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товара несет российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, на основании которой товар ввезен на территорию Российской Федерации. Таким образом, у Общества в силу прямого указания закона при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации возникла обязанность задекларировать его и выбрать определенный таможенный режим (статья 155 ТК РФ) независимо от наличия либо отсутствия тех целей, в соответствии с которыми товар оказался на таможенной территории Российской Федерации. Судами установлено, что часть ввезенного по контракту товара была помещена под таможенный режим реэкспорта. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В соответствии со статьей 147 НК РФ в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств: - товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; - товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. Согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Таможенный режим реэкспорта был единственным заявленным Обществом и разрешенным таможенными органами в соответствии со статьей 157 ТК РФ в отношении спорного товара. Таможенное оформление ввоза и вывоза Обществом части товара, помещенного под режим реэкспорта, на таможенную территорию Российской Федерации не осуществлялось. Таким образом, судебные инстанции с учетом положений статьи 147 НК РФ сделали правомерный вывод о том, что территория Российской Федерации не является в данном случае местом реализации товара. Ссылка Инспекции на подпункт 2 пункта 2 статьи 151 НК РФ в данной ситуации является также необоснованной, так как в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 151 НК РФ НДС Обществом не уплачивался изначально. В налоговом законодательстве отсутствуют определения понятий "экспорт" и "реэкспорт", поэтому согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ следует обратиться к нормативным актам иных отраслей законодательства, в которых они содержатся. В силу статьи 165 ТК РФ и пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 08.12.03 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под экспортом товара понимается "вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе". Таким образом, основной признак экспортной операции - факт вывоза товара за пределы территории Российской Федерации. В силу статьи 239 ТК РФ под реэкспортом товаров понимается вывоз ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров за ее пределы. Суды обоснованно сделали вывод о том, что вывоз товаров в таможенном режиме реэкспорта не предполагает их обратного ввоза и является разновидностью экспорта (статья 155 ТК РФ). Законодательство о налогах и сборах не предусматривает ни ставку налогов, ни порядок уплаты налогов в случае заявленного режима реэкспорта как единственного таможенного режима. В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.06) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: 1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса; 2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Суды обоснованно сделали вывод о том, что положения пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на вывоз товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта на таможенной территории, для передачи иностранному лицу на основании контракта и налогообложение подобных операций должно производиться по ставке 0 процентов при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, независимо от того, какой таможенный режим указан налогоплательщиком в соответствующей ГТД (экспорт или реэкспорт). В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.06 N 98-О "при реализации товаров на экспорт право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов по НДС возникает в силу заключения сделки с иностранным контрагентом, обязанность по уплате НДС у которого отсутствует". Поскольку реальность осуществления Обществом хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факты реализации товаров иностранному лицу (экспорта) и получения оплаты поставленного товара Инспекцией не оспариваются, то есть товары фактически были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС лишь по причине того, что вывоз осуществлялся в таможенном режиме реэкспорта, а не экспорта, в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима. Названный вывод согласуется и с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 16.11.2004 N 2796/04, от 30 января 2007 г. N 11393/06. Поэтому у Инспекции не имелось оснований для отказа Обществу в применении налоговой ставки 0 процентов, доначисления НДС по ставке 18 процентов при отсутствии обязанности по уплате НДС изначально, применения штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ и начисления пеней. При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не подлежат отмене. На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ. На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации". Поэтому в связи с неуплатой Инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. за подачу кассационной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.07 по делу N А56-12433/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции. Председательствующий Л.В.Блинова Судьи Л.И.Корабухина Л.Л.Никитушкина


 
 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.