Рубрикатор
Бесплатный архив |
Постановление ФАС МО от 25.10.2006 № КА-А40/10419-06
Налогоплательщик обоснованно производил списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (канцелярских товаров) на основании первичного учетного документа по форме М-11 «Требование-накладная», так как это прямо предусмотрено постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что у налогоплательщика должно быть одновременно два первичных учетных документа на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма М-11 и форма МБ-8 «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов»). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 25 октября 2006 г. Дело N КА-А40/10419-06 Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Кирдеева А.А., судей Букиной И.А., Русаковой О.И., при участии в заседании от ответчика: П. - дов. N 88 от 07.06.06, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС РФ N 5 по г. Москве на решение от 28.04.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Смирновой Е.В., на постановление от 12.07.2006 N 09АП-7236/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Нагаевым Р.Г., Порывкиным П.А., Голобородько В.Я., по заявлению ФГУП "Государственная радиовещательная компания "Маяк" о признании недействительным решения к ИФНС РФ N 5 по г. Москве, УСТАНОВИЛ: решением от 28.04.2006, оставленным без изменения постановлением от 12.07.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда, удовлетворено заявленное требование Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная радиовещательная компания "Маяк" к Инспекции ФНС РФ N 5 по г. Москве о признании недействительным решения инспекции от 30.09.2005 N 12/132 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ, ссылаясь на ст. ст. 252, 251, 126, 122, 101, 106, 108 НК РФ. Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяются в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении требований отказать, поскольку выводы судов в части включения доходов в состав расходов, занижения налогооблагаемой базы, ответственность налогоплательщика не соответствуют материалам дела. Представитель ФГУП "ГРК "Маяк" явился в судебное заседание с истекшей доверенностью, поэтому не был допущен судом в качестве представителя. В отзыве на кассационную жалобу ГРК "Маяк" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется. Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применили нормы налогового законодательства, приняли законное и обоснованное решение. В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Заявителем были представлены в налоговый орган требования-накладные (по форме N М-11) на отпуск со склада канцелярских товаров (т. 1 л.д. 16 - 32), которые использовались сотрудниками и работниками ФГУП "ГРК "Маяк". В соответствии с п. 12 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 N 241 были утверждены формы первичной учетной документации для предприятий и организаций. Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" были утверждены новые унифицированные формы первичной учетной документации. Форма М-11 "Требование-накладная" применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей. Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов. Форма МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов" применяется для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов, составляется в одном экземпляре комиссией. Вывод суда о том, что заявитель обоснованно производил списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов на основании первичного учетного документа по форме N М-11 "Требование-накладная", так как это прямо предусмотрено Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 N 71а. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что у налогоплательщика должно быть одновременно два первичных учетных документа на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма М-11 и форма МБ-8). Довод налогового органа в отношении необходимости отнесения к внереализационным доходам денежных средств, полученных заявителем от ВГТРК, является необоснованным. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.07.98 N 844 "О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации" Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания была утверждена головным предприятием в области государственных электронных средств массовой информации в РФ. Согласно п. 2 данного Постановления государственные телевизионные и радиовещательные компании и иные организации были преобразованы в дочерние компании - федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 27.07.98 N 844 с 1 января 1999 г. Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию осуществляет финансирование из федерального бюджета ВГТРК и ее дочерних предприятий. В соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.99 N 885 функции Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию были переданы Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В соответствии с уставом ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.07.98 N 844, учредителем ВГТРК является Правительство Российской Федерации. Учредитель утверждает устав ВГТРК, вносит в него изменения, принимает решения о реорганизации и ликвидации ВГТРК, определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ финансово-хозяйственной деятельности ВГТРК), а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом. Согласно п. 4 устава ВГТРК находится в ведении Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, которое направляет средства федерального бюджета на обеспечение деятельности ВГТРК в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно регистрационным документам ФГУП "ГРК "Маяк" является дочерним предприятием ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК). Постановлением Правительства РФ от 27.07.98 N 844 были определены орган, уполномоченный собственником на финансирование из федерального бюджета дочерних компаний ВГТРК, порядок финансирования из федерального бюджета дочерних компаний ВГТРК, а именно - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций через ВГТРК. КонсультантПлюс: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо Минфина РФ N 03-01-01/12-132 имеет дату 13.04.2001, а не 13.04.2002. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 13.04.2002 N 03-01-01/12-132, направленным в Управление федерального казначейства по субъектам РФ и Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, финансирование за счет средств федерального бюджета ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", ее филиалов и дочерних предприятий осуществляется по коду главы 134 "Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций" по следующим показателям функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ... виду расходов 290 "Целевые дотации и субсидии". Главный распорядитель средств федерального бюджета - Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в соответствии с утвержденными в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования представляет в Минфин РФ уведомления (реестры) финансирования ВГТРК. Для учета операций со средствами федерального бюджета ВГТРК открывает в установленном порядке в органе федерального казначейства по месту своего нахождения по коду главы 134 лицевой счет распорядителя средств и лицевой счет получателя средств. Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Приказом N 15 от 04.02.2002 был утвержден годовой объем финансирования из средств федерального бюджета на 2002 г. по ФГУП "ВГТРК" как распорядителю средств федерального бюджета по ВГТРК и зарегистрированным по состоянию на 01.01.2002 в качестве дочерних предприятий в соответствии с приложением к настоящему Приказу, в форме субсидий в сумме 7592048 тыс. руб. Аналогичный приказ издан и в отношении бюджетного финансирования на 2003 год (N 32 от 11.02.2003). Как следует из материалов дела, ФГУП "ГРК "Маяк" в 2002 - 2003 гг. были получены субсидии от ВГТРК в размере 629218000 руб. за 2002 г. и 786991110 руб. за 2003 г. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного уровня. В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Таким образом, заявитель обоснованно полученные от ВГТРК денежные средства не учитывал при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные унитарным предприятием от органа, уполномоченного собственником имущества такого предприятие на его финансирование. Целевой характер поступлений в пользу заявителя подтверждается формой финансирования - субсидии (Приказы Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 04.02.02 N 15 и от 11.02.03 N 32) и не оспаривается инспекцией. Письмо Минфина РФ N 03-01-01/12-132, а также бюджетная роспись указывают на финансирование ВГТРК и его дочерних предприятий за счет средств федерального бюджета. Департамент налоговой политики Минфина РФ в письме от 05.12.2002 N 04-02-06/3/86 разъяснил, что в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика. Следовательно, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Довод налогового органа о том, что средства, израсходованные ФГУП "ГРК "Маяк" на ремонт помещений эфирной зоны, не могут быть отнесены к внереализационным расходам ввиду их экономической необоснованности, судами обоснованно не принят. Как следует из материалов дела, заявитель не относил расходы на ремонт помещений эфирной зоны к внереализационным расходам и не уменьшал налоговую базу по налогу на прибыль в 2002 - 2003 годах на сумму этих расходов. Таким образом, действия заявителя не могли привести к занижению суммы налога на прибыль в 2002 - 2003 годах. Из материалов дела видно, что налоговый орган данное обстоятельство подтвердил, расходы на ремонт помещений эфирной зоны были произведены заявителем за счет полученных средств целевого бюджетного финансирования - по статье "Прочие расходы". Отчет об использовании бюджетных средств был представлен заявителем в ВГТРК (распорядителю бюджетных средств второго уровня) и принят им без замечаний (т. 1 л.д. 111 - 112, 115 - 116). Налоговый орган не представил суду доказательства, подтверждающие, что ФГУП "ГРК "Маяк" включило в состав внереализационных и других видов расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты на ремонт помещений эфирной зоны. Довод налогового органа в отношении привлечения ФГУП "ГРК "Маяк" к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 Кодекса в виде штрафа в размере 87300 руб., обоснованно отклонен, поскольку собрать весь объем истребуемых налоговым органом документов, сделать их копии и надлежащим образом заверить в пятидневный срок, который установил налоговый орган, было невозможно ввиду чрезвычайно большого объема истребуемых документов, а также неопределенности в формулировке истребуемых документов. 01 августа 2005 г. главный бухгалтер ФГУП "ГРК "Маяк" представило проверяющему объяснительную записку, согласно которой только объем авансовых отчетов и приложенных к ним первичных документов за 2002 и 2003 годы составляет 11500 листов. При этом налогоплательщик не отказывался представлять в налоговую инспекцию запрашиваемые документы, а пояснял о невозможности их представить в пятидневный срок. В соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. В соответствии с п. 1 ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Согласно п. 6 ст. 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с требованиями ст. 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом выносится одно из решений, предусмотренных данной статьей. В соответствии с п. 3 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении налогоплательщик к налоговой ответственности излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. Из решения N 12/132 от 30.09.2005 невозможно установить, какие именно требования не были исполнены ФГУП "ГРК "Маяк" в установленный пятидневный срок, нет ссылки ни на один документ, который налогоплательщик представил в налоговую инспекцию несвоевременно. Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: решение от 28.04.2006 по делу N А40-69510/05-114-591 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 12.07.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 5 по г. Москве - без удовлетворения. |