Пункт 1 ст. 172 НК РФ, определяющий порядок применения налоговых вычетов, не обязывает налогоплательщика представить в налоговый орган вместе с декларацией по НДС документы, предусмотренные названной нормой для подтверждения права на применение налоговых вычетов. Установленные п. 2 и 3 ст. 176 НК РФ сроки зачета и возврата сумм НДС, подлежащих возмещению налогоплательщику в силу п. 1 ст. 176 НК РФ, не зависят от срока проверки налоговой декларации (в том числе от срока представления налогоплательщиком документов, запрошенных налоговым органом в связи с проверкой), своевременно представленной в налоговый орган. |
Снижение рентабельности совершаемых налогоплательщиком сделок при отсутствии иных доказательств недобросовестности налогоплательщика не может служить безусловным основанием для отказа в возмещении НДС из бюджета. |
Суд, отказывая в возврате НДС, уплаченного с авансовых платежей, указал, что правоотношения, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость, применением налоговых вычетов и порядком возмещения данного налога, регулируются ст. 171, 172, 176 НК РФ, а ст. 78 НК РФ, на которую ссылался заявитель в обоснование своих требований, устанавливается общий порядок возврата суммы излишне уплаченного налога за счет средств бюджета, в который произошла такая переплата. |
При проведении камеральной налоговой проверки правомерности применения налогоплательщиком вычетов по НДС налоговый орган до окончания трехмесячного срока, установленного ст. 176 НК РФ, вынес решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. После того, как налогоплательщик в судебном порядке признал незаконным бездействие налогового органа, выражавшегося в невозмещении налогоплательщику сумм налога, налоговый орган вынес решение от отказе в возмещении НДС по результатам дополнительной проверки. Однако ст. 176 НК РФ не предусмотрено продление или приостановление указанных в ней сроков, в том числе в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому обстоятельства, установленные в порядке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом за пределами предусмотренных ст. 176 НК РФ сроков, не могут являться надлежащими доказательствами. Таким образом, принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является в силу закона основанием для продления установленных ст. 176 НК РФ сроков, а результаты дополнительной проверки не являются основанием для отказа в возмещении суммы налога из бюджета. |
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, не возместившей из бюджета НДС, суд указал, что заявление о возврате налога поступило в инспекцию в день снятия общества с учета в этой инспекции, что исключало возможность проведения ею контрольных мероприятий, необходимых для решения вопроса о возврате налога. Инспекция по Октябрьскому району г. Екатеринбурга направила пакет документов общества в инспекцию по г. Кургану, которая не приняла дело налогоплательщика из-за отсутствия подписи общества на акте сверки расчетов по платежам в бюджет, который в числе других документов направляется по новому месту учета налогоплательщика. Следовательно, общество своими действиями препятствовало своевременному урегулированию вопроса о возмещении суммы НДС, так как оно неоднократно приглашалось инспекцией по Октябрьскому району г. Екатеринбурга для подписания акта сверки расчетов по платежам в бюджет, но отказывалось это сделать из-за невозмещения ему данного налога. Отменяя судебный акт, ВАС РФ отметил, что поскольку налоговая декларация по НДС за июль 2003 года была представлена налогоплательщиком в инспекцию по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, заявление о возврате НДС за данный период правомерно было направлено им в ту же инспекцию. Не предусмотренное Кодексом требование подписи на акте сверки расчетов по платежам в бюджет инспекция по Октябрьскому району города Екатеринбурга выдвинула в качестве условия возврата причитающихся обществу сумм НДС, а инспекция по г. Кургану – в качестве условия приема документов налогоплательщика за оспариваемый период. Таким образом, два подразделения одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС России), регулируя взаимоотношения между собой по снятию и постановке на учет налогоплательщика со ссылкой на внутриведомственные рекомендации, не обеспечили исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы налога на добавленную стоимость. Это право должно быть восстановлено. |
Исполнение обязательств по оплате товара перед иностранным продавцом не является условием возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. |
Установив, что налогоплательщик, регулярно предъявляющий к возмещению суммы НДС, уплаченные на таможне, не оплачивает товар иностранным продавцам, а также не получает оплаты от российских покупателей, что при учетной политике «по оплате» приводит к постоянному превышению суммы вычетов над суммой исчисленного НДС, суд указал, что данные обстоятельства свидетельствуют о направленности сделок, заключенных налогоплательщиком, не на получение прибыли от осуществления хозяйственной деятельности, а на получение возмещения НДС из федерального бюджета, то есть налогоплательщик действует недобросовестно – злоупотребляет правом на возмещение НДС из бюджета и, следовательно, не имеет права на применение вычета и возмещение НДС из бюджета. |
Налоговым органом вынесено решение о возмещении налогоплательщику НДС, но до момента направления инспекцией решения о возврате переплаты в казначейство организация перешла на налоговый учет в другой налоговый орган. В данной ситуации в соответствии со ст. 176 НК РФ, обязанность по возмещению НДС возлагается на налоговый орган, в котором состоит налогоплательщик, то есть на инспекцию по новому месту постановки на учет. |
Основанием для применения положений ст. 78 НК РФ является переплата налога в бюджет. При возмещении сумм налоговых вычетов по НДС возникают специфические, свойственные именно данному налогу отношения по возмещению из бюджета суммы налога, уплаченной поставщикам. Такие отношения регулируются ст. 176 НК РФ. Оснований считать указанные суммы (суммы налоговых вычетов) переплаченными в бюджет и применять к спорным правоотношениям положения ст. 78 НК РФ (в том числе о трехлетнем сроке подачи заявления) не имеется. |
В случае возмещения НДС с нарушением срока налогоплательщик вправе требовать от налогового органа, допустившего просрочку, уплаты ему процентов на основании п. 9 ст. 78 НК РФ. |
|