Подача заявления о возврате НДС ранее наступления срока, когда налогоплательщик приобрел право на возврат, не меняет срока возврата налога. Учитывая, что срок подачи заявления о возврате налога законом не установлен, у налогового органа возникла обязанность ко времени истечения трехмесячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 176 НК РФ, принять решение по существу уже имевшегося в наличии заявления налогоплательщика. |
Положения действующего законодательства о налогах и сборах не связывают право налогоплательщика на возмещение НДС с фактическим внесением сумм налога в бюджет его поставщиками. |
Налогоплательщик не имеет права на возмещение из бюджета НДС, который был уплачен путем внесения наличных денежных средств в кассу поставщикам, один из которых не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы в течение двух лет, другой не состоит на налоговом учете, а третий признан банкротом как отсутствующий должник. |
Нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрено, что переход налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения лишает его права по итогам налогового периода на возмещение (зачет, возврат) сумм НДС. |
Признавая незаконным решение налогового органа в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов к сумме выручки от реализации драгоценных металлов и отказа в возмещении из бюджета НДС, арбитражный суд отклонил довод налогового органа о том, что общество могло заявить налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты в отношении операций по реализации драгоценных металлов не ранее того налогового периода, когда им был собран полный пакет документов, предусмотренных п. 8 ст. 165 НК РФ. Суд исходил из того, что нормы гл. 21 НК РФ не связывают момент определения налоговой базы по реализации товаров, предусмотренных подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, с моментом представления пакета документов, обосновывающих применение ставки 0 процентов. Соответственно, момент определения налоговой базы по осуществленным обществом операциям устанавливается в порядке, определенном п. 1 ст. 167 НК РФ. Таким образом, обществом правомерно применена налоговая ставка 0 процентов и заявлен к возмещению НДС в уточненной налоговой декларации за тот налоговый период, в котором была осуществлена реализация драгоценных металлов. |
Назначение и проведение выездной налоговой проверки не продлевает сроков, установленных в ст. 176 НК РФ для возмещения суммы НДС. |
Утверждение налогового органа о том, что п. 3 ст. 176 НК РФ предусматривает обязанность налогового органа исчислить проценты, но не предусматривает его обязанности выплатить их налогоплательщику, противоречит п. 4 ст. 176 НК РФ по смыслу, сути и духу данной нормы. Возмещение процентов по своему характеру является дополнительной гарантией выполнения своих обязанностей налоговым органом по возмещению НДС в порядке ст. 176 НК РФ. Исчисление процентов на сумму НДС, подлежащую возврату, без выплаты их налогоплательщику свидетельствует о формальном подходе налогового органа к толкованию данной нормы права. |
Несмотря на то что счета-фактуры и первичные документы в силу положений ст. 171–172 НК РФ подтверждают право на налоговые вычеты, нормы гл. 21 НК РФ не содержат указания на обязанность налогоплательщика представлять их вместе с декларацией по НДС. Если налоговым органом не истребованы у налогоплательщика указанные документы или если у налогового органа возникают вопросы относительно полноты, достоверности, достаточности представленных документов, он обязан до вынесения решения принять меры к их разрешению, но не вправе отказать в возмещении НДС из бюджета только по мотиву непредставления налогоплательщиком вышеуказанных документов, их неубедительности или недостаточности. Такой отказ не основан на нормах законодательства о налогах и сборах – ст. 88 НК РФ и положениях гл. 21 НК РФ. В случае же вынесения налоговым органом решения без истребования у налогоплательщика документов, которые он не обязан в силу отсутствия прямого на то указания в нормах гл. 21 НК РФ представлять налоговому органу вместе с декларацией по НДС, налогоплательщик вправе представить такие документы в суд в подтверждение незаконности вынесенного налоговым органом решения. |
Положения ст. 171, 172, 173, 176 НК РФ не устанавливают обязанности налогоплательщика по представлению в налоговый орган вместе с декларацией или с заявлением о возврате НДС каких-либо документов. Счета-фактуры и документы, подтверждающие уплату налога при приобретении товаров, служат для расчета налогоплательщиком сумм налоговых вычетов. Суд, установив, что налоговым органом никакие запросы налогоплательщику о представлении документов для проведения камеральной проверки в соответствии со ст. 88 НК РФ не направлялись и, не оспаривая заявленных налогоплательщиком требований по размеру и по существу, налоговый орган заявляет только о невыполнении налогоплательщиком требований ст. 172 НК РФ, удовлетворил заявление налогоплательщика об обязании инспекции возместить НДС из бюджета. При этом суд исходил из того, что представленные налогоплательщиком в суд книга продаж и книга покупок содержат все необходимые сведения для исчисления НДС и налоговых вычетов, в связи с чем, а также принимая во внимание большой объем счетов-фактур и платежных документов (несколько десятков тысяч), суд отказал налоговому органу в удовлетворении ходатайства об истребовании у налогоплательщика первичных документов. |
|