Денежные средства, полученные налогоплательщиком, реализующим тепловую энергию населению, из местного бюджета в виде субсидий на возмещение разницы в тарифах в соответствии с положениями ст. ст. 6, 69, 78 Бюджетного кодекса РФ, актами представительного органа местного самоуправления о местном бюджете и утвержденными на основании их бюджетными росписями являются субсидиями на покрытие фактически полученных убытков, вызванных необходимостью выполнения государственной задачи по обеспечению населения теплом по государственным тарифам. Поскольку нецелевого использования бюджетных средств налоговой проверкой не установлено, то действия налогоплательщика, не включившего данные средства в налоговую базу по НДС, являются правомерными. |
Поскольку в представленной налогоплательщиком сметной документации расходы на приобретение оборудования не включены в затраты на строительно-монтажные работы, стоимость указанного оборудования не учитывается в составе данных затрат и, соответственно, не увеличивает налоговую базу по НДС в соответствии со ст. 159 НК РФ. Оборудование: реле, автоматы, ограничители, выключатели, аккумуляторные батареи и т.д., учитываемое налогоплательщиком на счете 07 «Оборудование к установке», является «оборудованием, требующим монтажа» и соответственно не может быть квалифицировано как материалы и запасные части и учитываться в стоимости выполненных работ, исчисленных исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. |
В п. 1 ст. 156 НК РФ установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договора поручения определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении указанного договора. В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая, в том числе, в соответствии с главой 25 НК РФ. Из содержания подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается имущество (денежные средства), поступившее поверенному в счет возмещения затрат, произведенных им за доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов поверенного в соответствии с условиями заключенного договора. Следовательно, денежные средства, поступающие поверенному от доверителя в качестве возмещения издержек, понесенных при исполнении поручений доверителя, не включаются у поверенного в налоговую базу по НДС. |
Поскольку оплата за товар и его отгрузка состоялись в одном налоговом периоде, у налогового органа не было правовых оснований для дополнительного начисления налога на добавленную стоимость, путем увеличения налогооблагаемой базы на авансовые платежи. |
Согласно положениям ст. 330 ГК РФ, неустойка (пени, штрафы) является способом обеспечения исполнения обязательств, связана с нарушением условий договора об оплате, платится сверх цены товара, следовательно, компенсирует возможные или реальные убытки стороны по договору. Статья 162 НК РФ не содержит положений об увеличении налоговой базы на сумму таких штрафов и пени. |
Договором энергоснабжения было предусмотрено, что при превышении договорных величин потребления энергии и мощности, предусмотренных на расчетный период договором, абонент обязуется оплачивать величину превышения в размере 10-кратной стоимости электрической энергии и мощности. Суммы, полученные в качестве повышенной платы за превышение договорных величин энергопотребления, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), а получены за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам гражданско-правового характера, то есть являются штрафными санкциями, а, следовательно, они не увеличивают налогооблагаемую базу по НДС. |
Муниципальное унитарное предприятие реализует тепловую энергию населению по тарифам, установленным органами местного самоуправления. Убытки, возникающие в связи с отклонением указанных тарифов от экономически обоснованных цен, компенсируются из бюджета. Данные компенсации не являются выручкой от реализации тепловой энергии, поэтому не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость. |
Денежные суммы, полученные плательщиком НДС до отгрузки товаров, если предоплата и поставка товаров произошли в одном налоговом периоде, не могут рассматриваться в качестве авансовых платежей и, следовательно, не должны увеличивать налоговую базу в порядке, предусмотренном ст. 162 НК РФ. |
В отношении налога на добавленную стоимость законодатель может установить, что налоговая база увеличивается на суммы получаемых налогоплательщиком авансовых платежей, при этом предусмотрев соответствующий порядок уплаты налога: либо единовременно (например, по итогам налогового периода), либо авансом – при получении налогоплательщиком авансовых платежей за реализацию товара (работ, услуг) с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода. С учетом того, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога, и при условии, что в момент возникновения налоговых правоотношений объект налогообложения был должным образом определен в законе, оспариваемое нормативное положение – подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ – не может рассматриваться как препятствующее соответствующим субъектам осуществлять деятельность по реализации товаров (работ, услуг), а также получать возмещение излишне взысканного налога за счет бюджета. Следовательно, его нельзя признать нарушающим закрепленное в конституции РФ право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности и право собственности. |
Денежные средства, полученные налогоплательщиком, реализующим тепловую энергию населению, из местного бюджета в виде субсидий на возмещение разницы в тарифах в соответствии с положениями ст. 6, 69, 78 Бюджетного кодекса РФ, актами представительного органа местного самоуправления о местном бюджете и утвержденными на основании их бюджетными росписями являются субсидиями на покрытие фактически полученных убытков, вызванных необходимостью выполнения государственной задачи по обеспечению населения теплом по государственным тарифам. Поскольку нецелевого использования бюджетных средств налоговой проверкой не установлено, то действия налогоплательщика, не включившего данные средства в налоговую базу по НДС, являются правомерными. |
|