Арбитражный суд признал неправомерным привлечение учреждения к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, в связи с тем, что Управлением ПФР был нарушен процессуальный порядок привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 101 НК РФ, так как учреждение не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что лишило его возможности представить письменные объяснения и возражения по выявленному правонарушению и, следовательно, нарушило его права. Суд исходил из того, что правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах (ст. 2 Федерального закона № 27-ФЗ). В соответствии со ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Внебюджетные фонды пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные ст. 34.1 НК РФ. Следовательно, положения ст. 101 НК РФ подлежат применению к данным правоотношениям. |
В соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом. Кроме того, ФНС России является администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ должен осуществляться налоговыми органами в порядке ст. 78 НК РФ. Органы Пенсионного фонда РФ вправе осуществлять возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. |
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговые органы уполномочены осуществлять контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а в соответствии с п. 2 ст. 25 названного Закона взыскание недоимки и пеней по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда РФ. Следовательно, суммы недоимки и пеней по взносам на пенсионное страхование в Пенсионный фонд, не могут быть взысканы налоговыми органами. |
При оформлении квитанции на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, предпринимателем ошибочно указан КБК, согласно которому перечисляются взносы на накопительную часть пенсии. Отказывая Управлению ПФР в удовлетворении заявления о взыскании недоимки по страховым взносам, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, суд исходил из того, что предприниматель исполнил в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитывая, что КБК 1010611, по которому предпринимателю следовало уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на страховую часть, как и КБК 1010621, по которому фактически осуществлена уплата, является кодом бюджета Пенсионного фонда РФ. Образовавшаяся переплата страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, могла быть зачтена в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ в счет недоплаты страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. |
Из положений Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период. При этом территориальный орган Пенсионного фонда РФ может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки. В настоящем деле управление фонда обратилось в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период, равный девяти месяцам 2004 года, 31.03.2005, то есть до истечения сроков, установленных ст. 48 НК РФ. Следовательно, вывод о пропуске управлением фонда срока взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в судебном порядке за I квартал 2004 года является ошибочным. |
Общество, основным видом деятельности которого является выращивание винограда и производство виноградного вина, обоснованно применяло пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции. Отклоняя довод инспекции о том, что вино не относится к товарам сельхозпроизводства, суд сослался на приложение «А» «Описания группировок» к разделу «А» «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, согласно которому к сельскому хозяйству относится выращивание винограда (01.13.1), включающее в себя выращивание винограда на вино и столового винограда, производство вина из винограда, выращенного данным хозяйством, выращивание посадочного материала виноградных насаждений. |
Зачет излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. |
Органы Пенсионного фонда РФ вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в пределах шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ. Несоблюдение органом Пенсионного фонда РФ сроков направления требования не влечет изменение порядка исчисления срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного ст. 48 НК РФ. |
В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Таким образом, сроком уплаты страховых взносов за 2004 год будет являться 15.04.2005. Именно с этой даты начинают исчисляться сроки начала процедуры для принудительного взыскания страховых взносов, не уплаченных в том числе в качестве авансовых платежей по итогам отчетных периодов. |
Поскольку база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется по итогам отчетного периода, то и пени начисляются за несвоевременную уплату квартальных, а не месячных авансовых платежей по страховым взносам. |
|