При обжаловании решения арбитражного суда, принятого по результатам нового рассмотрения дела, судебные акты по которому ранее отменялись, стороны не освобождаются от уплаты госпошлины. |
В случае несвоевременного возврата госпошлины подлежат начислению проценты в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. |
Минфин России не освобождается от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд за взысканием задолженности по выданным бюджетным кредитам, а также процентов за пользование кредитом, неустойки за несвоевременную уплату процентов по кредиту и неустойки за несвоевременный возврат основного долга по кредитному договору. Суд отклонил доводы о том, что взыскиваемые средства принадлежат Российской Федерации, в связи с чем Минфин России обращается в защиту государственных интересов и на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины. Как указал суд, спор между сторонами носит гражданско-правовой характер и в соответствии со ст. 333.21 НК РФ должен оплачиваться государственной пошлиной. |
Суд признавал неправомерным отказ инспекции в возврате из федерального бюджета государственной пошлины, мотивированный пропуском трехлетнего срока для ее возврата, установленного п. 3 ст. 333.40 НК РФ. Как отметил суд, в полномочия налогового органа, в который поступило заявление о возврате государственной пошлины с приложением соответствующих документов, не входит проверка оснований для полного или частичного возврата государственной пошлины и принятие решений о возврате суммы уплаченной государственной пошлины. Спорная госпошлина подлежала возврату на основании определения арбитражного суда, а согласно ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. |
Отделы вневедомственной охраны не освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с требованием о взыскании дебиторской задолженности за охранные услуги. Суд отклонил доводы о том, что согласно Закону РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» отдел вневедомственной охраны относится к милиции, а милиция как государственный орган освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Как указал суд, взыскание задолженности по гражданско-правовому договору не является обращением в суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных интересов. |
Поскольку первоначально заявление о взыскании задолженности было оставлено без движения, а определение о принятии его к производству было вынесено уже после частичного добровольного удовлетворения должником требований кредитора, исходя из положений ст. 333.22, 333.40 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины в этом случае не могут быть отнесены на должника полностью. |
Частичное удовлетворение арбитражным судом заявленных налогоплательщиком нематериальных требований (о признании недействительным решения налогового органа) не является основанием для пропорционального распределения расходов по государственной пошлине. В этом случае расходы по уплате госпошлины в полном объеме взыскивается с налогового органа. Правило распределения расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований, предусмотренное абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ, на требования неимущественного характера не распространяется. |
В случае удовлетворения требований по делам об оспаривании ненормативного акта государственного органа расходы по уплате госпошлине возлагаются на этот государственный орган. Суд отклонил доводы о том, что в делах, рассматриваемых в порядке гл. 24 АПК РФ, орган государственной власти выступает не в качестве ответчика, а в качестве органа, принявшего оспариваемый ненормативный правовой акт, поэтому на него не распространяются положения п. 1 ст. 110 АПК РФ. Как указал суд, из положений абз. 2 ч. 2 ст. 46 АПК РФ следует, что по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, противоположная сторона по делу выступает в качестве ответчика. То обстоятельство, что гл. 24 АПК РФ предусмотрены особенности рассмотрения этой категории споров, не свидетельствует о том, что соответствующий государственный орган не может выступать ответчиком и не должен уплачивать государственную пошлину. |
Налогоплательщик отказался от иска в связи с тем, что налоговая инспекция добровольно удовлетворила заявленные требования после вынесения судом определения о принятии заявления налогоплательщика к производству. Следовательно, бремя по уплате государственной пошлины обоснованно возложено на налоговую инспекция в связи с доведением спора до судебного разбирательства. |
Отказывая в удовлетворении ходатайства налогового органа о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины за подачу кассационной жалобы, суд указал, что п. 2 ст. 64 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины и не предусматривает возможность предоставления отсрочки уплаты госпошлины в связи с отсутствием утвержденного Минфином РФ порядка возмещения расходов по уплате госпошлины. |
|