Внесение изменений в ранее принятое решение о реструктуризации (уменьшение суммы реструктурированной задолженности по пеням и штрафам на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль и увеличение на эту же сумму задолженности по налогу) не ухудшает прав налогоплательщика, с учетом того, что ранее налогоплательщик длительное время уплачивал суммы задолженности по реструктуризации, менее тех, которые подлежали уплате фактически. Поскольку дополнительные платежи по налогу на прибыль не относятся ни к пеням, ни к штрафным санкциям, то, включив первоначально сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумму подлежащих списанию пеней и штрафов, налоговый орган допустил нарушение Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002. Устранение же налоговым органом собственных ошибок не противоречит ст. 31 НК РФ. |
В соответствии с п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Удовлетворяя требования налогоплательщика о признании недействительным решение налогового органа об исключении сумм задолженности по подоходному налогу из реструктурируемой кредиторской задолженности налогоплательщика, суд указал, что реструктуризация задолженности, проводимая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002, в полной мере распространяется и на задолженность налогового агента по подоходному налогу. |
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2002 № 251* не предусмотрено применение установленного им порядка проведения реструктуризации и списания задолженности по начисленным пеням в отношении конкретных видов налогов, по которым начислены пени, и исключений его применения к налоговым агентам. Право на реструктуризацию не поставлено в зависимость от причин и характера действий организаций при образовании этой задолженности. Право на списание задолженности по пеням поставлено в зависимость исключительно от осуществления организацией работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов в качестве головного исполнителя или исполнителя и несвоевременного получения средств из бюджета на финансирование этих работ. Следовательно, отказ налогового органа в списании задолженности по пеням, начисленным из-за нарушения срока перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, на том основании, что в отношении данного налога предприятие является не налогоплательщиком, а налоговым агентом, неправомерен.
______________
* Постановление Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 «О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды». |
Налоговым органом было вынесено решение, в соответствии с которым задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам и в их составе задолженность по дополнительному платежу были списаны в связи с досрочным погашением реструктурируемой задолженности по налогам. Последующим решением сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль налоговым органом была восстановлена по тем основаниям, что дополнительные платежи непосредственно относятся к порядку исчисления и уплаты налога на прибыль, в связи с чем не могут быть отнесены к суммам пеней, исчисляемых в соответствии со ст. 75 НК РФ, а также к суммам штрафов за налоговые правонарушения и не могут быть списаны в составе пеней и штрафов при проведении реструктуризации задолженности по налогам. Данные действия налогового органа при внесении изменений в собственное решение путем исключения дополнительных платежей из состава списанной суммы пеней и штрафов не противоречат налоговому законодательству. |
Исключив задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль из состава списанной суммы пеней и штрафов путем внесения изменений в свое решение о списании задолженности налогоплательщика, налоговый орган привел ранее принятый ненормативный акт в соответствие с требованиями налогового законодательства с учетом судебных актов Конституционного Суда РФ, определивших правовую природу дополнительных платежей. Поэтому решение налоговой инспекции о внесении изменений в ранее принятое решение, в части исключения из состава списанной задолженности по пеням и штрафам суммы дополнительных платежей, не противоречит налоговому законодательству РФ. |
Устранение налоговым органом собственных ошибок не противоречит ст. 31 НК РФ и Порядку проведения реструктуризации кредиторской задолженности…, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002. Таким образом, налоговый орган правомерно внес изменения в решение о реструктуризации задолженности налогоплательщика, исключив из графика погашения задолженности по пеням и штрафам суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль и включив эти суммы в график погашения задолженности по налогам и сборам, поскольку, независимо от присущих дополнительным платежам компенсационных признаков, они не имеют отношения ни к суммам пеней, ни к налоговым санкциям. |
Налоговый орган не имеет права вносить изменения в ранее принятое решение о реструктуризации задолженности по налогам и включать в график реструктуризации не учтенные ранее суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль. |
Неисполнение налогоплательщиком требований об уплате налога, пени и штрафов, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки, не влечет утраты налогоплательщиком права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет. Под «текущими налоговыми платежами», с неуплатой которых п. 7 Порядка проведения реструктуризации* связывает утрату налогоплательщиком права на проведение реструктуризации, понимаются налоги и сборы, а также авансовые платежи, подлежащие уплате именно за текущий налоговый (отчетный) период. Недоимка, возникшая в предыдущих налоговых (отчетных) периодах не является задолженностью по текущим налоговым платежам и не может служить основанием отмены решения о реструктуризации.
__________
* Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом». |
Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1002, распространяется, в том числе, на задолженность организаций по налогу на доходы физических лиц, неперечисленному в бюджет, так как право на реструктуризацию имеют не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. |
Дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и задолженность по указанным платежам должна включаться в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль, а не списываться в составе пени и штрафов. |
|