Право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога обусловлено фактом уплаты им суммы НДС таможенным органам при ввозе товара и фактом принятия на учет товара, а правовое значение такого возмещения – компенсация налогоплательщику затрат по уплате установленного законом налога. По смыслу п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 45 НК РФ самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком заключается в уплате налога за счет его собственных денежных средств. Таким образом, третьи лица вправе уплатить за налогоплательщика НДС в составе таможенных платежей, однако налогоплательщик будет считаться исполнившим обязанность по его уплате при соблюдении определенных условий: подтверждении наличия взаимных обязательств между налогоплательщиком и третьим лицом; фактической уплате налога на добавленную стоимость в счет расчетов по гражданско-правовому договору; отражении в бухгалтерском учете погашения обязательств. |
Налогоплательщик, осуществив строительство объекта связи – многофункциональной сети передачи данных, правомерно применил налоговый вычет в январе 2003 года, то есть на следующий месяц после ввода объекта в эксплуатацию. Довод налогового органа о том, что спорный налоговый вычет мог быть применен не ранее 01.03.2003, поскольку соответствующие разрешения на эксплуатацию объекта связи были получены налогоплательщиком от Управления государственного надзора за связью и информатизацией только 04.02.2003, был отклонен судом, поскольку налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на вычет НДС в зависимость от наличия разрешения ведомственного органа на эксплуатацию объекта. Налоговая инспекция неправомерно расширительно толкует п. 40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, распространяя его действие на специальное разрешение ведомственного органа на эксплуатацию объекта связи, которое не является актом, подтверждающим государственную регистрацию этого объекта. Постановка на учет основных средств, не относящихся к объектам недвижимости, в силу гражданского законодательства не требует их государственной регистрации.
___________
* В соответствии с п. 40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 20.07.1998 № 33н, принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. |
Вопреки мнению заявителя, который утверждает, что абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, обязывающий налогоплательщика подтверждать вычет сумм НДС соответствующими первичными документами, оформляемыми при совершении хозяйственных операций, не определяет, о каких конкретно документах в данной норме идет речь и кто должен иметь такие документы, неопределенность в понимании оспариваемого законоположения отсутствует. Как название ст. 172 НК РФ – «Порядок применения налоговых вычетов», так и буквальный смысл абз. 2 ее п. 1 позволяют сделать однозначный вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике – покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками. |
Переуступка поставщиком третьему лицу права требования к налогоплательщику не влияет на применение налогоплательщиком вычета НДС, уплаченного в составе цены приобретенного товара третьему лицу. |
Налогоплательщик не вправе принять к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику, у которого отсутствует государственная регистрация в качестве юридического лица. |
В том случае, если налогоплательщик, находясь на упрощенной системе налогообложения, оплатил товары, приобретенные и использованные им до перехода на УСН, он вправе принять к вычету уплаченный НДС, несмотря на то, что применяет УСН. |
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ изменения в п. 5 ст. 172 НК РФ имеют обратную силу и должны распространяться на отношения, возникшие с 01.01.2002. Однако данное положение противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ, поскольку изменения ухудшают положение налогоплательщика, так как устанавливают более поздние сроки для принятия к вычету НДС по приобретенным основным средствам. Следовательно, применение новой редакции п. 5 ст. 172 НК РФ возможно только начиная со следующего налогового периода, то есть с 01.07.2002. |
Налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам за счет заемных средств, до погашения займа. Данный вывод не расходится с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-О, поскольку в соответствии со ст. 807 ГК РФ полученные по договору займа денежные средства являются собственными денежными средствами заемщика. |
Налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам за счет заемных средств, до погашения займа. При этом определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-О применению не подлежит, поскольку оно не было официально опубликовано на момент рассмотрения дела в суде. |
То обстоятельство, что денежные средства, перечисленные обществом в оплату товарно-материальных ценностей, являются заемными, не может служить единственным основанием для отказа налогоплательщику в вычете уплаченного поставщику НДС при отсутствии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности. Ссылка налогового органа на определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-О неправомерна, поскольку, во-первых, в действиях налогоплательщика не установлена недобросовестность, во-вторых, Налоговый кодекс РФ не связывает право на принятие к вычету НДС, уплаченного поставщикам за счет заемных средств, с возвратом суммы займа. |
|