Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Исходя из содержания указанной нормы, от налогообложения освобождается только реализация общественными организациями инвалидов товаров, произведенных этими организациями, но не перепродажа приобретенных товаров. |
Предусмотренным в подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождением от налогообложения может воспользоваться налогоплательщик, оказывающий услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на основании соответствующей лицензии МПС РФ. Налогоплательщик, не имевший лицензии, неправомерно применял налоговую льготу, даже несмотря на то, что документы для получения лицензии на осуществление перевозки пассажиров были направлены в МПС РФ, а выдача лицензии была приостановлена в связи с реорганизацией железных дорог. |
Из текста подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе применить льготу в случае одновременного соблюдения следующих условий: налогоплательщик должен осуществлять деятельность по организации общественного питания, самостоятельно производить продукты и реализовывать произведенные продукты питания студенческим и школьным столовым, столовым других учебных заведений, столовым медицинских организаций, детским дошкольным учреждениям. При соблюдении перечисленных условий данной льготой могут воспользоваться как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, занимающиеся организацией общественного питания. |
Факт заключения общественной организацией инвалидов трудовых договоров с физическими лицами, не являющимися инвалидами, сам по себе не влияет на возможность применения такой организацией льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. |
Налогоплательщик при реализации шламов (представляющих собой отработанный катализатор), содержащих драгоценные металлы платиновой группы, применил льготный порядок налогообложения, предусмотренный подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ. По мнению налогового органа, шламы с содержанием металлов платиновой группы, являются сопутствующими продуктами, полученными в результате извлечения драгоценных металлов из лома и отходов, поэтому реализация шламов подлежит налогообложению в общем порядке. Кроме того, налоговый орган сослался на то, что покупатель товара – третье лицо не занимается производством драгоценных металлов и аффинажем. Суд, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, посчитал, что шламы с содержанием металлов платиновой группы можно отнести к общему понятию «другие промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы», а содержащееся в договоре купли-продажи условие поставки с целью последующей передачи их покупателем на аффинажное предприятие для переработки и извлечения металлов платиновой группы не противоречит требованиям НК РФ о применении льготного порядка налогообложения. |
Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой по НДС в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку медицинские услуги оказывались им не непосредственно населению, а через посредника – страховую компанию. Между тем медицинская услуга по самому ее определению, изложенному в Приказе Минздрава РФ от 19.01.98 № 12 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении», оказывается непосредственно населению, так как именно в отношении его могут быть проведены мероприятия по профилактике, диагностике и лечению. Юридическое лицо – страховая компания – не может быть потребителем медицинских услуг. В данном случае страховая компания по договору добровольного медицинского страхования выступала источником оплаты оказанных медицинских услуг. Налогоплательщик же в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» является в отношениях по оказанию медицинских услуг медицинской организацией (учреждением), что позволяет ему применять льготу по НДС по основанию подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. |
В силу подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС операции по реализации общественными организациями инвалидов товаров, которые произведены этими организациями. Операции по реализации приобретенных товаров от налогообложения не освобождаются. |
Применение научной организацией льготы, предусмотренной подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, не ставится налоговым законодательством в зависимость от наличия у нее свидетельства о государственной аккредитации. По смыслу ст. 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, государственная аккредитация научных организаций производится с целью упорядочения деятельности научных организаций. Кроме того, на момент судебного разбирательства налогоплательщиком получено свидетельство о государственной аккредитации научной организации, а в соответствии с п. 1, 3 Положения о государственной аккредитации научных организаций, государственная аккредитация производится по результатам работы за последние три года. |
В соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров. Благотворительная деятельность осуществляется, в том числе, в целях содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта. Поскольку налоговая инспекция не представила доказательства, опровергающие бескорыстный характер помощи, оказанной налогоплательщиком некоммерческому клубу «Сибскана», суд пришел к выводу о правомерном применении льготы. Представление налогоплательщиком арбитражному суду платежного поручения на большую сумму, чем указано в декларации, не является основанием для отказа в признании подтвержденным факта оказания благотворительной помощи в сумме, указанной в декларации. |
Законодатель в подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. от 31.12.01) не указал однозначно, какие виды деятельности могут быть отнесены к понятию «другие работы (услуги)» по обслуживанию морских судов, а содержание указанной нормы не исключает понимание «под другими видами работ» выполненные налогоплательщиком работы – подготовка ремонтно-технологической документации на ремонт судов на судоремонтных предприятиях; проведение анализов ГСМ, льяльных вод, пенообразователя, СЖБ, котловой и охлаждающей воды. Таким образом, с учетом принципа толкования неясностей закона, определенного ст. 3 НК РФ, является правомерным отнесение выполненных налогоплательщиком работ к работам по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, что давало ему (налогоплательщику) право не уплачивать НДС в 2001 году. |
|