Организацией общественного питания вправе заниматься как юридические лица, так и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке. Следовательно, предприниматели вправе использовать льготу, предусмотренную подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, при осуществлении деятельности по реализации продуктов питания в школьной столовой полностью финансируемой из бюджета. |
Услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые морскими агентами, не подлежат освобождению от уплаты НДС, так как в силу п. 7 ст. 149 НК РФ льгота по НДС не применяется при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. |
Снабжение питьевой водой судов в период их стоянки в порту является не реализацией товаров, а оказанием услуг, в связи с чем данные операции не подлежат налогообложению НДС в силу подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. |
В силу п. 2 ст. 162 НК РФ суммы авансов, полученных налогоплательщиком в 2001 году в счет оказания услуг по изготовлению печатной продукции, не должны были учитываться при определении базы, облагаемой НДС, поскольку в 2001 году оказание таких услуг на основании подп. 21 п. 3 ст. 149 НК РФ было освобождено от налогообложения. Несмотря на то что подп. 21 п. 3 ст. 149 НК РФ утратил силу с 01.01.2002, основания для уплаты налога с сумм авансовых платежей после фактической реализации услуг в 2002 году также отсутствуют, так как подп. 8 ст. 149 НК РФ, согласно которому при отмене освобождения от налогообложения налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы, который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты, введен Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ, в котором указано, что действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002. Таким образом, действие положений, лишающих налогоплательщика возможности освободить от налогообложения операции, связанные с реализацией услуг по изготовлению печатной продукции, распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002, тогда как в рассматриваемой ситуации эти отношения (заключение договора, получение аванса) возникли в 2001 году. |
Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. Следовательно, налогоплательщику, основным видом деятельности которого является осуществление добровольного и обязательного медицинского страхования, не требуется получения отдельной лицензии для заключения договоров перестрахования и, соответственно, для освобождения от налогообложения средств, полученных по договорам перестрахования (подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). |
В период с 01.01.2001 до 01.01.2004 в силу ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ от обложения НДС освобождалась реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, а также услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оплата которых осуществлялась за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, услуги по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду). Предприятие, содержащее и обслуживающее лифтовое хозяйство, не вступает в правоотношения с гражданами, заключающими договоры найма жилых помещений, а обеспечивает содержание общего имущества дома. Следовательно, обслуживание лифтового хозяйства относится к облагаемым НДС коммунальным услугам, оплата которых населением осуществляется помимо платы за жилое помещение. Однако наличие в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 28.12.2002 № 761 положения об освобождении от налогообложения пользования лифтами в жилых домах является обстоятельством, которое в силу ст. 109 НК РФ исключает привлечение налогоплательщика к ответственности за неуплату НДС, так как отсутствует его вина в совершении налогового правонарушения. |
Налоговый орган отказал предпринимателю в применении льготы по НДС в отношении реализации продуктов питания в столовой школьного учреждения, так как посчитал, что в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ право на льготу получают только организации. Однако предприниматель вправе использовать освобождение от НДС, так как указанная норма не связывает право на льготу с организационно-правовой формой налогоплательщика. |
Налогоплательщик в отношении операций по реализации медицинской техники использовал льготу, предусмотренную подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, и не платил НДС с реализации. При этом у налогоплательщика отсутствовала лицензия на распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Лицензирование указанной деятельности предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако суд пришел к выводу, что налогоплательщик вправе использовать льготу, несмотря на отсутствие у него лицензии, поскольку ни Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ни Министерство здравоохранения и социального развития РФ не осуществляют лицензирование указанного вида деятельности в связи с тем, что отсутствует Положение о лицензировании деятельности по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения. |
В случае, если у медицинской организации в соответствии с медицинскими показаниями пациента возникла необходимость в осуществлении определенных мер медицинского характера, лицензии на право осуществления которых у организации не имеется, она вправе привлечь медицинскую организацию, имеющую соответствующие лицензии. При этом если оказание указанных медицинских услуг будет подпадать под действие подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, то первая медицинская организация будет вправе применять указанную льготу в пределах стоимости, которую выставит ей вторая медицинская организация. |
В силу подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа. Таким образом, право налогоплательщика на освобождение от уплаты НДС ставится в прямую зависимость от того, будет ли покупатель использовать товар (в данном случае лом драгоценных металлов) для производства драгоценных металлов и аффинажа. Поскольку предприятия-покупатели, которым налогоплательщик реализовывал лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, производство и аффинаж драгоценных металлов не осуществляли, а занимались сбором, хранением и первичной обработкой поставляемой продукции с последующей передачей ее на специализированные предприятия для производства и аффинажа драгоценных металлов, у налогоплательщика отсутствовало право на освобождение от НДС. |
|