При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный ст. 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании (10 дней), а также шестимесячный срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ. Следовательно, поскольку срок исполнения обязанности по уплате страховых взносов за расчетный период (2003 год) истекает 15.04.2004, последним сроком для подачи искового заявления в арбитражный суд о взыскании недоимки по страховым взносам за 2003 год и соответствующих пеней следует считать 25.01.2005. |
Территориальный орган Пенсионного фонда РФ вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов, поэтому недоимка, образовавшаяся по итогам отчетных периодов, может быть взыскана по итогам расчетного периода, если требование о ее уплате выставлено по итогам расчетного периода и в нем указано, что недоимка взыскивается по итогам расчетного, а не отчетного периода. |
Довод о том, что согласно ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» зачет излишне уплаченных частным нотариусом сумм страховых взносов не относится к компетенции налоговых органов, основан на неправильном толковании данной статьи и не согласуется с нормами Налогового кодекса РФ. |
Поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, именно налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных взносов. |
Срок давности привлечения к ответственности по абз. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за несвоевременную регистрацию в органе Пенсионного фонда РФ исчисляется следующим образом: 30 дней со дня государственной регистрации (срок для регистрации) + 90 дней (ответственность по абз. 3 п. 1 ст. 27 названного Закона наступает только в случае просрочки более 90 дней) + 3 года (общий срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 113 НК РФ). |
Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Поэтому страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, не могут начисляться пени. Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении страхователя, не уплатившего указанную выше разницу в течение 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи. |
Поскольку сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется по итогам отчетного периода и может быть скорректирована как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, пени за несвоевременную уплату взносов на пенсионное страхование могут быть начислены только по итогам отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), а не помесячно. |
Органы Пенсионного фонда РФ осуществляют возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. В иных случаях возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, поскольку в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» администратором данных платежей является именно Федеральная налоговая служба. |
Предприниматель несвоевременно представил в налоговую инспекцию расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам. Налоговый орган привлек предпринимателя к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал данное решение незаконным, так как объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 129.1 НК РФ, состоит в несообщении сведений, сообщение которых обязательно в соответствии с НК РФ. Представление расчетов по авансовым платежам предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Следовательно, лицо не может быть привлечено к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. |
Согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговым органом. Однако согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Таким образом, налоговый орган не обладает полномочиями на вынесение решений о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (так как их взыскание производится судом на основании заявлений органов Пенсионного фонда РФ) и не может применять в отношении страховых взносов процедуру взыскания, предусмотренную ст. 46, 47 НК РФ. |
|