1. Законом об обязательном пенсионном страховании в РФ обязанность по уплате фиксированного платежа в бюджет Пенсионного Фонда РФ индивидуальными предпринимателями не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности, получения дохода и их возраста.
2. Поскольку в 2002 году сроки уплаты фиксированного платежа, следовательно и день, с которого насчитываются пени, не были установлены законом, обязанность по уплате пени у предпринимателя отсутствует. |
Органы Пенсионного фонда РФ осуществляют контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов. В связи с этим на основании ст. 34.1 НК РФ «Полномочия органов государственных внебюджетных фондов» применение мер ответственности за нарушение сроков постановки на учет возлагается законодателем на контролирующий орган, т.е. Пенсионный фонд РФ. |
Из п. 21 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 № 546, следует, что страховые взносы не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам. Поскольку договор аренды не относится к сделкам по оказанию услуг или выполнению работ, то арендная плата не является доходом, с которого исчисляются страховые взносы. |
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, налоговые органы не вправе привлечь к ответственности страхователя за неуплату страховых взносов в ПФ РФ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» правом привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов обладают страховщики, то есть органы внебюджетных фондов. Следовательно, за неуплату страховых взносов в ПФ РФ привлечь к ответственности вправе только Пенсионный фонд РФ. |
Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода, а также от того, являются ли они пенсионерами. На основании п. 1, 4, 5 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ неисполнение обязанности по уплате фиксированного платежа влечет начисление пени за каждый день календарной просрочки исполнения указанной обязанности, начиная с дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. |
Порядок вступления в силу нормативных актов, регулирующих обязательное пенсионное страхование, регламентируется ст. 5 НК РФ, поскольку в силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на правоотношения, не урегулированные данным Законом, распространяются нормы налогового законодательства.
Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устранена обязанность страхователей самостоятельно регистрироваться в органах Пенсионного фонда РФ, предусмотренная предыдущей редакцией ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Однако Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ не предусмотрено придание его положениям обратной силы, что в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ означает, что его положения распространяются на отношения, возникшие после 01.01.2004. Следовательно, обязанность страхователей, прошедших государственную регистрацию до 01.01.2004, самостоятельно регистрироваться в органах Пенсионного фонда РФ не отменена. Это подтверждается и положениями п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, веденного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ, согласно которому на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 01.01.2004.
Учитывая, что с принятием Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, установленная ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, не отменена, страхователи, прошедшие государственную регистрацию до 01.01.2004, могут быть привлечены к ответственности за нарушение сроков регистрации и после 01.01.2004. |
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями, уплачивающими страховые взносы в виде фиксированного платежа, являются индивидуальные предприниматели и адвокаты. Следовательно, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц, не являются страхователями, уплачивающими страховые взносы в виде фиксированного платежа. |
Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ. По смыслу указанной нормы сумму штрафа следует исчислять от суммы платежей только по тем лицам, по которым представлены недостоверные сведения, а не от суммы страховых взносов за всех застрахованных лиц. Кроме того, индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой контроль за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, что делает возможным применение норм Налогового кодекса в частности ст. 112, 114. |
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Таким образом, отделения Пенсионного фонда при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов обязаны руководствоваться нормами налогового законодательства в части процессуального оформления документов по результатам выявленного правонарушения. В частности, лицу, привлекаемому к ответственности, необходимо обеспечить право представить в Пенсионный фонд возражения по существу правонарушения (п. 1 ст. 101 НК РФ). Нарушение должностными лицами требований ст. 101 НК РФ может явиться основанием для отмены решения судом в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ. |
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учитывая, что вышеназванный Закон не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, то в данном случае подлежат применению нормы НК РФ. В силу ст. 46, 47, 48, 70 НК РФ соответствующий государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пени в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5). |
|