Пункт 10. Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в 2002 году определен не был, он установлен лишь п. 4 постановления Правительства РФ от 11.03.2003 № 148. Следовательно, начисление пени за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа в 2002 году является незаконным. |
Требование налоговой инспекции об уплате обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование незаконно, так как налоговой инспекцией в отношении этих платежей могут осуществляться только контрольные функции. Взыскание недоимки и пени по страховым взносам вправе осуществлять Пенсионный фонд РФ. |
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167 «Об обязательном пенсионном страховании» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Таким образом, с учетом принципа толкования неясностей закона, определенного ст. 3 НК РФ, при определения размера штрафа за несвоевременное представление индивидуальных сведений, санкции (10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в орган пенсионного фонда) следует определять от суммы платежей только в отношении тех лиц, сведения по которым не представлены или представлены не в полном объеме. |
Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами, поэтому в случае неуплаты страховых взносов ответственность за неуплату налога, предусмотренная ст. 122 НК РФ, применяться не может. Кроме того, ни одним законом, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за допущенные в этой области правонарушения. |
1. Поскольку управлением Пенсионного фонда РФ решение о привлечении предпринимателя к ответственности по ч. 1 ст. 27 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за нарушение срока регистрации не выносилось, суд признал незаконным выставленное управлением Пенсионного фонда РФ требование об уплате штрафа, так как в силу ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» положения ст. 101 НК РФ распространяются на правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование.
2. Поскольку решение о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пеней и штрафов было вынесено после выставления требования об уплате недоимки, пеней и штрафов, предприниматель в нарушение ст. 101 НК РФ был лишен возможности представить письменные объяснения или возражения по выявленному правонарушению. Поэтому суд признал требование об уплате недоимки, пени и штрафов, а также действия управления Пенсионного фонда РФ по принудительному взысканию задолженности неправомерными. |
Предусмотренная отраслевым тарифным соглашением выплата единовременного пособия работнику при выходе на пенсию в установленных в зависимости от стажа работы на данном предприятии размерах не может быть признана объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку данная выплата не связана с оплатой работ (услуг), выполненных по трудовым и гражданско-правовым договорам, а выплачивается при выходе работника на пенсию (после увольнения) как дополнительная социальная гарантия и компенсация. |
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридического лица – 50 000 руб., осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании решения указанных органов. Данная норма не предполагает, что органы Пенсионного фонда РФ в обязательном порядке должны разделять иски о взыскании недоимки и пени. Следовательно, поскольку общая сумма, заявленная к взысканию в судебном порядке, составляла более 50 000 руб. (недоимка + пени), у суда не имелось оснований для разделения требований и прекращения производства по делу в части взыскания суммы пеней, составляющей менее 50 000 руб. |
Нарушение страхователем срока представления расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 24 Федерального закона № 167-ФЗ, не может рассматриваться как налоговое правонарушение, а страхователь – как субъект ответственности, установленной налоговым законодательством, в связи с чем привлечение налоговым органом за данное нарушение к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, неправомерно. |
Поскольку финансирование расходов на выплату повышенной пенсии для членов летных экипажей воздушных судов производится за счет средств, поступающих в Пенсионный фонд РФ от уплаты работодателями-организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, следовательно, сроки уплаты страховых взносов по установленному дополнительному тарифу для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации сверх предусмотренных тарифов не должны отличаться от сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных Федеральным законом № 167-ФЗ. |
|