Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не содержит нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. |
Правом применять к страхователям меры ответственности, предусмотренные ст. 27 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», наделены только органы Пенсионного фонда РФ, налоговым органам такого права не предоставлено. |
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, ни одним законом, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за допущенные в этой области правонарушения, решение налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является недействительным как принятое неуполномоченным субъектом. |
Предусмотренный п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения также подлежит применению при взыскании штрафа по ст. 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за нарушение страхователем установленного срока регистрации в органе ПФР. Суд отметил, что в силу абз. 1 ст. 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в числе прочего, из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. |
1. Органы ПФР вправе производить документальные проверки не только в период назначения или перерасчета трудовой пенсии, но и в период ее выплаты при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
2. Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными решений органа ПФР о проведении документальных проверок, арбитражный суд пришел к выводу, что подписание оспариваемых решений путем нанесения электронной цифровой подписи не может свидетельствовать об их незаконности, так как не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов организации-страхователя. Суд отклонил доводы о том, что решения ПФР о проведении документальной проверки являются ненормативным правовым актом государственного органа, не могут передаваться в виде электронного документа, а должны вручаться на бумажном носителе за подлинной подписью должностного лица, в связи с чем указанные решения, подписанные электронной цифровой подписью, не отвечают признаку обязательности их подписания уполномоченным лицом и, как неподписанные акты, не порождают правовых последствий их неисполнения. Арбитражный суд указал, что положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие порядок проведения выездных налоговых проверок, в данном случае неприменимы, в то время как порядок оформления решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР о проведении документальной проверки и обязательные требования к форме такого решения не установлены в каком-либо законодательном или нормативном правовом акте, регулирующем отношения в области пенсионного страхования, назначения и выплаты трудовой пенсии. |
Оплата стоимости обучения работников в учебных заведениях не относится к выплатам, составляющим налоговую базу для уплаты страховых взносов в ПФ РФ, поскольку ее начисление не обуславливается выполнением возложенных на них служебных обязанностей и не входит в фонд оплаты труда. |
Согласно п. 2 ст. 25 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Таким образом, управление ПФ РФ вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями о взыскании задолженности по страховым взносам в ПФ РФ и пени. |
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения и базой для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков-организаций объектом обложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. В силу п. 3 данной статьи выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Применение при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нормы, содержащейся в п. 3 ст. 236 НК РФ, в зависимости от режима налогообложения ставит в неравное положение физических лиц, работающих в организациях, применяющих специальные режимы налогообложения, по отношению к физическим лицам, работающим в организациях с общей системой налогообложения. Таким образом, общество правомерно не начислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты из чистой прибыли работникам, занятым в торговой деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход. |
Суд отказал в привлечении общества к ответственности, поскольку ни акт камеральной проверки, ни решение не содержат указания на дату заключения трудового договора с наемным работником, в связи с чем невозможно установить дату, с которой исчисляется срок, нарушение которого влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом судом не принят в качестве основания для взыскания штрафа представленный в материалы дела трудовой договор, поскольку материалы камеральной проверки не содержат ссылок на указанный документ, а Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, равно как и Налоговым кодексом РФ, не предусмотрена возможность восполнения органами государственных внебюджетных фондов недостатков налогового контроля путем представления в суд документов, на которые отсутствует указание в материалах камеральных проверок. |
Поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. |
|