Несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за шесть месяцев не является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ. Субъектом ответственности по данной статье является налогоплательщик (налоговый агент), а расчет по авансовым платежам представляет страхователь. |
1. Законодательством Российской Федерации не установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
2. Ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к данным отношениям применена быть не может, поскольку она установлена за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с данным Законом лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ, тогда как декларация по страховым взносам в соответствии с п. 6 ст. 24 Закона представляется не в орган Пенсионного фонад РФ, а в налоговый орган.
3. Установленная в ст. 119 НК РФ ответственность может быть применена лишь за непредставление налоговой декларации. Однако страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, поэтому декларация по страховым взносам не подпадает под определение налоговой декларации.
4. Неправомерно и применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ. Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, хотя и является документом, необходимым для осуществления налогового контроля по ЕСН, представляется в налоговый орган согласно Закону о пенсионном страховании, не относящемуся к актам законодательства о налогах и сборах. Ответственность же, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ, применяется лишь за непредставление документов, предусмотренных самим Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. |
В связи с тем, что налоговые органы в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» осуществляют контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, то инспекция имеет право направлять налогоплательщику требование об их уплате. |
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ и п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (в том числе юридического лица) может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом данный срок является пресекательным. Такие же сроки подлежат применению и к требованиям о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. |
Согласно порядку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 № 148, уплата фиксированных платежей предпринимателями осуществляется до 31 декабря соответствующего года. Следовательно, несвоевременная уплата данных платежей ведет к начислению и взысканию с плательщика пени. |
Возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а не органами Пенсионного фонда РФ. |
Срок для вынесения органами Пенсионного фонда РФ решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ, исчисляется со дня окончания 30-дневного срока постановки на учет в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, а не с момента, когда в территориальный орган Пенсионного фонда РФ поступают сведения о регистрации данной организации в налоговом органе. |
Из ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Пунктом 1 ст. 25 названного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы и осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. Таким образом, полномочия на проведение возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ и ст. 78 НК РФ. |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога, в связи с чем неправомерно применение Общественной организацией инвалидов положений о льготах по уплате единого социального налога, установленных ст. 239 НК РФ, по отношению к страховым взносам, так как льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков ЕСН, но не страхователям, обязанным своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Специальных норм, устанавливающих льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» также не содержит. В перечне организаций, освобожденных от уплаты страховых взносов, предусмотренных ст. 16 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2002 год» от 29.05.02 № 61-ФЗ, организации инвалидов также отсутствуют. |
Страховые взносы в ПФ РФ не входят в систему налогов и сборов, предусмотренных ст. 12 - 15 НК РФ, поэтому органы ПФ РФ вправе обращаться в суд с заявлением о взыскании недоимки по ПФ РФ, образовавшейся на 01.01.2001. |
|