Для включения требований налогового органа в реестр требований кредиторов необходимо, чтобы налоговый орган представил достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Представленная налоговым органом справка о наличии у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам, в которой отсутствуют данные об основаниях и моменте возникновения задолженности, таким доказательством признана быть не может. |
Так как требования об уплате текущих обязательных платежей в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим, налоговый орган не вправе производить бесспорное взыскание текущих обязательных платежей, возникших в ходе конкурсного производства, в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, а следовательно, и приостанавливать операции по счетам должника в порядке обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании текущих обязательных платежей. |
В силу положений п. 1 ст. 156 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999, подлежали уплате в размере, не превышающем сумму недоимки по взносам в Пенсионный фонд РФ на ту же дату. Следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа обществу в перерасчете пеней, даже несмотря на то, что на основании мирового соглашения в деле о банкротстве общество должно было уплатить сумму пени, превышающую размер недоимки в Пенсионный фонд РФ. |
В соответствии с п. 1 ст. 94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Положения данной статьи являются общими и распространяются на денежные обязательства и обязательные платежи вне зависимости от того, подпадают они под действие моратория или являются текущими платежами. Таким образом, налоговая инспекция не могла налагать на налогоплательщика ограничения, связанные с распоряжением его имуществом, в виде приостановления расходных операций по его расчетным счетам. |
Так как решение об изменении срока уплаты налога (сбора) может быть принято только компетентным органом в порядке, установленном главой 9 НК РФ, кредиторы должника, в отношении которого начата процедура банкротства, не вправе большинством голосов принять решение о предоставлении должнику отсрочки и рассрочки платежей. Мировое соглашение, заключенное на основании такого решения и утвержденное судом, подлежит отмене, так как нарушает права налогового органа как одного из кредиторов должника-налогоплательщика. |
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (о банкротстве)» однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (о банкротстве)» требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Таким образом, вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном законом. |
Налогоплательщик, в отношении которого открыто конкурсное производство, обратился в налоговый орган с заявлением о возмещении НДС. Суд пришел к выводу, что налоговый орган не вправе отказать в возмещении НДС данному налогоплательщику, несмотря на наличие у него недоимки по ЕСН, так как согласно п. 4 ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Проведение зачета переплаты по НДС в счет задолженности по ЕСН нарушает очередность удовлетворения требований конкурсных кредиторов. |
С момента введения в отношении налогоплательщика процедуры банкротства – наблюдения, со счетов налогоплательщика не могут списываться в безакцептном порядке безналичные денежные средства, в том числе на основании инкассовых поручений, предъявленных к расчетному счету до введения процедуры банкротства. |
Из буквального содержания ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что целями процедуры наблюдения являются прежде всего обеспечение сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве, выяснение его имущественного состояния, возможности восстановления его платежеспособности. Из системного толкования ст. 63, 75, 81 и 94 данного Закона следует, что с момента введения процедуры наблюдения и до первого собрания кредиторов наложение ареста на имущество должника не производится, а все ранее наложенные аресты снимаются. Поэтому вывод о возможности применения к организации-должнику, в отношении которой введена процедура банкротства – наблюдение, общего порядка, установленного для наложения ареста ст. 77 НК РФ, противоречит законодательству о банкротстве. |
Действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений и платежных ордеров на списание в бесспорном порядке денежных средств с расчетного счета предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), не соответствуют требованиям ст. 126, 134 и 142 Федерального закона от 16.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вопрос о взыскании с предприятия, признанного банкротом, налогов должен решаться не налоговым органом в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. |
|