В соответствии с п. 13 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» предприятия полностью освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации. Согласно п. 3.2 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Минэкономразвития РФ 02.12.2002 № ГГ-181, для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации подготавливают перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) (форма № 3). Из буквального толкования п. 3.5 Положения следует, что форма № 3 подлежит утверждению (согласованию) лишь тем федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который утвердил для организации соответствующий мобилизационный план. Согласно п. 3.8 Положения оформление организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, документов, необходимых для предоставления указанным организациям льгот по земельному налогу, осуществляется ежегодно. Поскольку в представленных обществом в суд документах перечня земельных участков (формы № 3) не имеется, а льгота предусмотрена в отношении земельных участков, непосредственно занятых под хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, у суда не имелось оснований считать, что весь земельный участок, занимаемый обществом, освобождается от обложения земельным налогом. |
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта РФ, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений. При определении круга субъектов, имеющих право на указанную льготу по уплате земельного налога, под организациями речного транспорта следует понимать транспортный комплекс с входящими в него юридическими лицами, осуществляющими помимо судоходства ремонт и техническое обслуживание судов и технологического оборудования. |
Поскольку индексация на федеральном уровне средних ставок земельного налога влечет индексацию и конкретных ставок, установленных на муниципальном уровне, то налогоплательщик, применив к ставкам повышающий коэффициент, не переплатил земельный налог, и потому в проведении зачета излишне уплаченных сумм данного налога ему отказано правомерно. |
Отсутствие правоустанавливающего документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на землю. |
Освобождение детских оздоровительных учреждений от уплаты земельного налога законом не связывается с нахождением в государственной, муниципальной или профсоюзной собственности и с наличием статуса юридического лица, так как предоставление льготы определяется видом осуществляемой деятельности, а не организационно-правовой формой субъекта. |
Закон РФ от 11.09.91 «О плате за землю», определяя средние ставки налога, установил пределы, в рамках которых субъекты РФ и местные органы власти должны устанавливать конкретные налоговые ставки по земельному налогу. Таким образом, недопустимо произвольное установление дифференцированных ставок земельного налога органами местного самоуправления, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога, устанавливаемых местными органами, средняя ставка лишается какого-либо смысла. Кроме того, нарушается принцип установления средней ставки земельного налога на федеральном уровне Постановление КС РФ от 08.07.97 № 13-П), так как важной гарантией прав налогоплательщиков предполагается наличие единых правил использования земли, в частности при дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. |
Действие п. 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю», согласно которому от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, распространяется на Банк России, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений. |
Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов РФ, не предусмотрена ни одним правовым актом. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия норм. Поскольку нормами закона о бюджете регулируются отношения по формированию бюджета на определенный финансовый год, такие нормы являются срочными и их действие прекращается в последний день календарного года. |
В заключенном налогоплательщиком договоре аренды помещения не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, а из расчета годовой арендной платы нежилого помещения усматривается, что в размер арендной платы, согласованной сторонами, включена плата за использование неогороженной прилегающей территории. При таких обстоятельствах суд, исходя из положений п. 2 ст. 654 ГК РФ, решил, что в данном случае плата за аренду, в которую включена земельная составляющая, исключает уплату арендатором здания земельного налога. При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что арендодатель, в свою очередь, также не уплачивает земельный налог за землю, используемую налогоплательщиком, поскольку каждый налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налогов и сборов и действия арендодателя не влияют на спорные правоотношения. |
Согласно п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения, учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения независимо от источника финансирования, а также земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления; санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Право на применение указанной льготы не находится в зависимости от наличия у указанных учреждений статуса юридического лица. Льготы вправе применять те юридические лица, на балансе которых находятся указанные учреждения, вне зависимости от наличия у указанных лиц статуса учреждений. |
|