Земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в безвозмездное пользование на основании ст. 31 Федерального закона «О почтовой связи». До введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. |
Применение налогоплательщиком льготы, установленной ст. 12 Закона РФ «О плате за землю», по уплате земельного налога в отношении придворовой территории, которую составляют земли тротуаров, второстепенных проездов, газонов, санитарно-защитных зон между домами, соответствует требованиям закона. Доначисление земельного налога и наложение штрафа за занижение налогооблагаемой базы по земельному налогу является незаконным и нарушает права налогоплательщика, т.к. в соответствии с п. 9 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» земли общего пользования населенных пунктов полностью освобождены от уплаты земельного налога. |
Решением налогового органа на налогоплательщика наложен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на землю, на которой находится испытательный полигон, используемый для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Однако, п. 4 ст. 15 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» установлено, что земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются. |
Пункт 3 ст. 40 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 предусматривает, что деятельность образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной Уставом этих образовательных учреждений, освобождается от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Доходы от платных дополнительных услуг, согласно п. 2 ст. 45 Закона РФ «Об образовании», направленные в данное образовательное учреждение, не могут быть отнесены к предпринимательской деятельности, следовательно, не облагаются налогами. |
Решение налогового органа о привлечении расчетно-кассового центра Банка России к ответственности за неуплату земельного налога неправомерно. Поскольку статус ЦБ РФ установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно – кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Следовательно, Банк России пользовался льготой по земельному налогу на законном основании. Согласно ст. 83 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, поэтому льготой по уплате земельного налога вправе пользоваться и его территориальные управления и расчетно-кассовые центры, через которые он осуществляет властные полномочия на местах. |
Общество, осуществляющее строительство многоквартирного дома, вправе воспользоваться льготой, предусмотренной ч. 5 ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», согласно которой налог на земли, занятые жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 процентов ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа. Суд исходил из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 05.06.2003 № 276-О, в соответствии с которой названная норма предусматривает взимание 3 процентов ставки налога исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. |
Суд признал неправомерным доначисление предприятию земельного налога в период с момента издания органом по управлению государственным имуществом приказов о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и предоставлении этих участков в аренду до момента государственной регистрации договоров аренды, отклонив довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ арендные отношения возникают только с момента государственной регистрации договора, поэтому до государственной регистрации предприятие несет обязанность по уплате земельного налога. Суд исходил из того, что при заключении договоров аренды земельных участков стороны определили срок их действия с момента принятия решения о предоставлении земельных участков и с этой же даты – начисление арендной платы. Согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. |
В связи с тем, что муниципальное предприятие, фактически осуществляющее управление жилищно-коммунальным хозяйством, заключающееся в организации работ, обеспечивающих надлежащее содержание и техническую эксплуатацию жилого фонда и объектов коммунального назначения, не является фактическим пользователем, собственником или арендатором земельных участков, на которых находится жилой фонд, суд пришел к выводу, что предприятие не является плательщиком земельного налога в отношении указанных участков, следовательно, земельный налог был излишне уплачен и у инспекции отсутствовали основания для отказа в его возврате. |
Обязанность по исчислению и уплате земельного налога возникла у налогоплательщика с момента регистрации права собственности на земельный участок, а не с момента заключения договора купли-продажи. В период с момента заключения договора купли-продажи до регистрации права собственности общество являлось арендатором спорного земельного участка по договору аренды, заключенному с органом по управлению государственным имуществом, в связи с чем у него отсутствовала обязанность по исчислению и уплате земельного налога. |
Налогоплательщик правомерно не уплачивал земельный налог с закрепленной за ним санитарно-защитной зоны, поскольку на территории земельного участка, закрепленного за ним в качестве санитарно-защитной зоны, находятся земельные участки, занятые другими землепользователями, в то время как в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате на землю» земельный налог с санитарно-защитной зоны уплачивается в случае, если участки на ней не предоставлены в пользование другим лицам. |
|