Отсутствие документа о праве пользования земельным участком, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю предприятия, к которому на основании распоряжения главы муниципального образования перешло право пользования объектом недвижимости, расположенным на этом земельном участке. |
Налогоплательщик по договору купли-продажи приобрел нежилые здания, расположенные на земельном участке, находившемся во владении продавца на праве аренды. Поскольку договор аренды с Москомземом налогоплательщиком заключен не был и арендная плата им не уплачивалась, налоговый орган, руководствуясь принципом платности землепользования, доначислил налогоплательщику земельный налог и привлек его к ответственности за его неуплату. Однако суд отметил, что согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» покупатель здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на недвижимость (здание) приобретает право пользования земельным участком на праве аренды независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для начисления земельного налога, пени и штрафа за его неуплату. |
Статья 2 Закона Московской области от 16.06.1995 № 18/95-ОЗ «О плате за землю в Московской области» предусматривает применение повышающего коэффициента не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону РФ «О плате за землю» предусмотрено применение таких повышающих коэффициентов. В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ «О плате за землю» повышающий коэффициент установлен лишь для земель Московской области, являющихся зонами отдыха Москвы, а не для всей Московской области, при этом коэффициенты являются различными в зависимости от рекреационной ценности градостроительных зон. Поскольку налогоплательщику земельный участок был выделен для использования в производственных целях, а согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, налогоплательщик обоснованно не применял спорный коэффициент при расчете земельного налога. |
Организация, на баланс которой переданы находящиеся в федеральной собственности объекты жилого фонда, не может быть признана плательщиком земельного налога, поскольку не является ни собственником, ни владельцем, ни пользователем земельных участков, на которых расположены соответствующие здания. |
Налогоплательщик обязан уплачивать земельный налог и подавать соответствующие налоговые декларации с момента передачи земельного участка по акту приемки-передачи (начало фактического пользования земельным участком), а не с момента государственной регистрации права налогоплательщика на земельный участок. Получение документа о праве пользования землей зависит исключительно от воли налогоплательщика и его отсутствие не может быть основанием для освобождения его от уплаты налога. |
В силу подп. 2 п. 1 Перечня законодательных актов Российской Федерации к Федеральному закону от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» с 01.01.2003 по 31.12.2003 было приостановлено действие ст. 7–11 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов). С учетом положения п. 7 ст. 3 НК РФ суд пришел к выводу о том, что условие о запрете использования в производстве относится лишь к мобилизационным мощностям. Земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, освобождаются от налога независимо от того, являются ли такие объекты законсервированными или используются в производстве. |
В отношении земельного налога, который ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отнесен к местным налогам, представительные органы местного самоуправления вправе утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д. При этом закон не содержит ограничений по определению размера ставок налога и не ставит в зависимость размер дифференцированной ставки от размера средней ставки, рассчитанного с учетом установленных федеральным законодательством коэффициентов. |
В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются детские оздоровительные учреждения независимо от источника финансирования. Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях – для организации отдыха и поддержания здоровья детей, то есть данная льгота предоставляется Законом с целью развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы. Таким образом, земли, занятые детским оздоровительным лагерем, являющимся структурным подразделением налогоплательщика, не подлежат обложению земельным налогом. |
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Осуществление деятельности по судоремонту и судостроению, а также техническому и агентскому обслуживанию морских судов в морских портах не является основанием для отнесения налогоплательщика к предприятиям морского транспорта. Закон РФ «О плате за землю» не предусматривает возможность освобождения от уплаты земельного налога при осуществлении указанных видов деятельности. Кроме того, приказом МНС РФ от 15.10.2001 № БГ-3-21/410 внесены изменения и дополнения в Инструкцию МНС РФ от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона РФ «О плате за землю». В соответствии с этими изменениями из числа плательщиков, освобожденных от уплаты налога на землю, исключены судоремонтные заводы. |
Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных органов устанавливать коэффициенты градостроительной ценности при исчислении земельного налога лишь в отношении городских, а не поселковых земель. Земельный участок, принадлежащий налогоплательщику, находится на территории поселковых земель, поэтому установленные в постановлении главы администрации поселка повышающие коэффициенты градостроительной ценности не должны были применяться налогоплательщиком при исчислении земельного налога. Таким образом, налогоплательщик, исчислявший налог с учетом названных коэффициентов, вправе требовать возврата из бюджета излишне уплаченного налога. |
|