Суд признал недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 № 18/95-ОЗ «О плате за землю в Московской области» в части применения повышающих коэффициентов, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ «О плате за землю», к средним ставкам земельного налога на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. Указанная норма противоречит ст. 9 Закона РФ «О плате за землю», которой для данной категории земель установлен иной порядок установления налога: в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону РФ «О плате за землю» для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Суд не согласился с доводом заявителя о том, что отнесение расположенных в Московской области городских земель к зоне отдыха г. Москвы неправомерно и противоречит Закону РФ «О плате за землю». Приложение 2 (таблица 2) к Закону РФ «О плате за землю» устанавливает повышающие коэффициенты к средней ставке земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха, и в соответствии с этой таблицей вся Московская область, без каких-либо изъятий, отнесена к зоне отдыха Москвы, поэтому данные коэффициенты применимы ко всем городам Московской области. |
Федеральный законодатель, устанавливая коэффициенты индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий. По буквальному смыслу положений федеральных законов, устанавливающих повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, индексации в текущем налоговом периоде (финансовом году) подвергаются ставки земельного налога, фактически применявшиеся (действовавшие) на определенной территории в течение предыдущего налогового периода (финансового года). Следовательно, оснований считать данные нормы неопределенными, поскольку они не указывают, какая ставка земельного налога должна индексироваться – средняя или фактически введенная на определенной территории, – не имеется. |
Муниципальным образованием утверждены границы ценовых зон земель, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога на 1999 год. Повышающий коэффициент «2», установленный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год», подлежал применению к ставкам земельного налога, действовавшим в 1998 году. Поскольку ставки земельного налога, действовавшие в муниципальном образовании в 1998 году, отменены в связи с принятием новых ставок, то в 1999 году коэффициент «2», установленный федеральным законодателем, не подлежал применению к ставкам, установленным органом местного самоуправления на 1999 год. |
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» налог на землю, занятую жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 процента от ставок земельного налога, но не менее 10 руб. за квадратный метр. При этом применение указанной льготы не связано со сроком сдачи жилого дома в эксплуатацию. Следовательно, вывод налогового органа о том, что за земельные участки, предоставляемые для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию земельный налог взимается по полным налоговым ставкам, является ошибочным. |
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» налог на земли, занятые жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр. Данная норма устанавливает ставку налога исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи жилищного фонда в эксплуатацию. |
Организация, получившая в качестве оплаты доли федеральной собственности в уставном капитале право бессрочного пользования объектами недвижимости, использование которых невозможно без использования земельных участков, на которых они расположены, является пользователем этих земельных участков и, исходя из принципа платности землепользования, обязана уплачивать земельный налог с указанных земельных участков. |
В силу п. 12 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются в том числе предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта. Из смысла названного Закона и содержания указанной нормы следует, что льгота по уплате земельного налога предоставляется организациям транспорта, а не судостроительным и судоремонтным предприятиям. |
Налогоплательщик правомерно руководствовался ч. 5 ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», уплачивая земельный налог исходя из 3 процентов от налоговой ставки, установленной в городах и поселках городского типа, поскольку из представленных им документов следует, что спорные земельные участки были предоставлены ему в бессрочное пользование для строительства жилья. Суд отклонил довод налогового органа о том, что строящиеся на спорных земельных участках дома не зарегистрированы, указав, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.06.2003 № 276-О закон предусматривает применение пониженной налоговой ставки исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. |
Поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации не разработан единый порядок дифференциации ставок земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности, суд, ссылаясь на изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 № 13-П правовую позицию, пришел к выводу о невозможности применения установленных местным законодательным актом дифференцированных ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности. |
В соответствии с п. 17 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, освобождаются от уплаты земельного налога полностью. Положения раздела V того же Закона, определяющие порядок установления и взимания платы за землю, подразделяют плательщиков земельного налога на юридических лиц и граждан. В связи с этим право индивидуального предпринимателя на указанную льготу по земельному налогу не зависит от того, в каких целях используется им земельный участок – в личных или предпринимательских. |
|