Применение установленных федеральными законами о бюджете повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога ограничивается действием федеральных законов о бюджетах в конкретно определенный период времени. |
В силу п. 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования. При этом спортивное сооружение и обслуживающие его инженерно-коммуникационные сети необходимо рассматривать как единый объект. |
В соответствии с п. 10 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования. Из смысла данной нормы следует, что законодатель, предоставляя льготу указанным выше категориям налогоплательщиков, исходил не из их организационно-правовой формы, а из целей использования участков – для организации культурной, спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности. Следовательно, данную льготу могут применять не только учреждения, но и организации, созданные в иных организационно-правовых формах. |
Пунктом 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» предусмотрено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Учреждение является станцией по борьбе с болезнями животных, цель которого – осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории. Станции по борьбе с болезнями животных входят в систему Государственной ветеринарной службы РФ. Таким образом, Учреждение является органом государственного управления в области ветеринарии и, следовательно, освобождено от уплаты налога. |
Ежегодное увеличение ставок земельного налога на размер повышающих коэффициентов, действовавших в предыдущем налоговом периоде неправомерно. В каждом налоговом периоде применяется тот коэффициент, который установлен на соответствующий налоговый период. |
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления, следовательно, имеют право на получение льготы, содержащейся в п. 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю», которая предусматривает полное освобождение от уплаты земельного налога. |
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете принимается, а бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался, тем самым действие федерального закона о бюджете ограничивается временными рамками. Поэтому – с учетом того, что действие п. 1 ст. 5 НК РФ было приостановлено до 1 января 2000 года, – порядок исчисления в 1999 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2 подлежал применению с 1 апреля 1999 года, а в 2000 году по ставкам с коэффициентом 1,2 – с 1 марта 2000 года (не включая те месяцы, которые предшествовали вступлению в силу соответствующих законов о федеральном бюджете). Таким образом, самими нормами, установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было. |
1. Под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
2. Нельзя признать обоснованными выводы о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2000 и 2001 годах, поскольку федеральные законы «О федеральном бюджете на 2000 год» и «О федеральном бюджете на 2001 год», вводившие эти коэффициенты в момент их вступления в силу, выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты. Федеральные законы «О федеральном бюджете на 2000 год» и «О федеральном бюджете на 2001 год», устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. При этом, как указывается в определениях Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 № 186-О и от 06.02.2004 № 48-О должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги. Налогоплательщиком требование по указанному сроку не заявлялось. |
Элементы налогообложения установлены ст. 17 НК РФ, однако «коэффициент» среди них не указан. Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах на 1999 и 2000 годы, не являются пределами, о которых идет речь в п. 2 ст. 53 НК РФ. Введением коэффициента не устанавливаются пределы налоговых ставок и не ограничиваются полномочия представительного органа власти в их установлении. Коэффициент подлежит учету не при определении ставки налога, а при его исчислении за конкретный налоговый период. Следовательно, коэффициент нельзя рассматривать как составную часть такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Обратное противоречило бы п. 1 ст. 53 НК РФ. Ставка земельного налога в 1998 – 2001 годах оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты, установленные федеральными законами о бюджете на соответствующий год. |
Действие введенных законами о федеральном бюджете коэффициентов распространяется на отношения по формированию федерального бюджета в конкретном финансовом году и ограничивается календарным годом, указаны в бюджетном законе. Законы о федеральном бюджете содержат срочные нормы, действие которых прекращается в последний день календарного года, если иное не установлено правовой нормой. Таким образом, в 2000 году подлежал применению коэффициент «1,2», установленный Законом о федеральном бюджете на 2000 год, в 2001 году повышающий коэффициент не был предусмотрен. В 2002 году подлежал применению коэффициент «2,688», установленный Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год», поскольку коэффициент «4,8», предусмотренный Законом Санкт-Петербурга от 11.07.2002 № 314-27, не подлежит применению как установленный в середине налогового периода. Довод о необходимости применения при исчислении земельного налога коэффициента «2», введенного Законом о федеральном бюджете на 2002 год, ошибочен, так как применению подлежит коэффициент «2,688», установленный законодательным органом субъекта РФ. Довод налоговой инспекции о том, что путем введения законами о федеральном бюджете коэффициентов законодатель изменяет ставки земельного налога, также неверен, поскольку подобный способ изменения налоговой ставки не предусмотрен правовыми актами. Такой подход к определению размера налога противоречит п. 1 и 2 ст. 53 НК РФ. |
|