С учетом положений ст. 17 Закона РФ «О плате за землю», в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на землю является год, а также требований ст. 5 НК РФ суд пришел к выводу о том, что решение Омского городского совета от 06.02.2002 № 452, установившее новые ставки земельного налога, не могло вступить в действие ранее 01.01.2003. Поскольку установленные федеральными законами от 14.12.2001 № 163-ФЗ и от 24.07.2002 № 110-ФЗ коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно этим законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах, указанные коэффициенты не подлежат применению при исчислении земельного налога в 2003 году по ставкам, установленным решением городского совета с 2003 года. |
Налоговый орган вынес решение о доначислении земельного налога с привлечением общества к налоговой ответственности, так как налогоплательщик обязан был применять ставки налога, установленные советом депутатов муниципального образования, значительно превышающие средние ставки согласно Закону РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю». Суд посчитал, что законодательные органы местного самоуправления вправе лишь дифференцировать средние ставки земельного налога в пределах указанного Закона, следовательно, решение налогового органа признано незаконным. |
Поскольку в Законе РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» отсутствует определение терминов «курортный район» и «зона отдыха», то эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ. В соответствии с Законом РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований. По смыслу Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» столбец 2 таблицы 2 Приложения № 2 к Закону РФ «О плате за землю» указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию. Законом указываются субъекты РФ, на территории которых в отношении земель курортов и зон отдыха могут быть введены коэффициенты с соблюдением соответствующей процедуры. В частности, зона отдыха Москвы определена постановлением Правительства г. Москвы от 22.08.2000 № 658 «Положение о зонах отдыха в г. Москве». Следовательно, зона отдыха Москвы – это не вся Московская область, а территория, на которой может располагаться зона отдыха. |
В соответствии с ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» налог на земли, занятые жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр. Данная льгота предоставляется исходя из целевого назначения земли, при этом законодатель не увязывает предоставление льготы со сроком сдачи дома в эксплуатацию. |
Согласно п. 4 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений). Закрытое акционерное общество, оказывающее услуги в области санаторно-оздоровительного обслуживания граждан, диагностического и лечебно-профилактического обслуживания и финансируемое за счет средств Фонда имущества профсоюзов Москвы, имеет право на применение указанной льготы, несмотря на то, что оно создано в организационно-правовой форме, иной, чем учреждение. |
Оценивая право на льготу по п. 15 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», следует исходить из того, что целью законодателя при предоставлении данной льготы являлось стимулирование развития оздоровительных учреждений. Следовательно, организации, на балансе которых находятся действующие объекты санаторно-курортного или оздоровительного профиля, вправе воспользоваться указанной льготой. Пункт 15 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» не содержит указания на то, что только обособленное юридическое лицо вправе воспользоваться данной льготой по налогу. |
Налогоплательщики были обязаны при расчете суммы земельного налога применять в 2002 году поправочный коэффициент 2 к ставке налога, предусмотренный Федеральным законом от 14.12.2001 № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога». Требования ст. 5 НК РФ в данном случае не нарушались, поскольку федеральные законы, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. |
Земельный налог, в том числе его ставки, должны устанавливаться местными представительными органами власти. Однако, п. 4 Указа Президента РФ от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность городских и районных Советов народных депутатов была прекращена, а выполнение их функций возложено на соответствующую местную администрацию, а п. 4 Указа Президента РФ от 09.10.1993 № 1617 было установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления функции районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов выполняет соответствующая местная администрация. Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами в период конституционной реформы функции представительных органов власти, в том числе право устанавливать налоги, были возложенны на соответствующие местные администрации. Следовательно, поскольку новый выборный представительный орган г. Щекино и Щекинского района был сформирован лишь в 1997 году, то постановление от 26.06.1996 № 6-608, принятое Главой администрации до избрания и начала работы новых органов представительной власти, принято в пределах компетенции, предоставленной вышеназванными актами законодательства, и, соответственно, установленные им ставки земельного налога являются действительными, в том числе в 2001 году. |
В силу ст. 15 Закона РФ «О плате за землю» основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком, однако отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. |
Согласно п. 13 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации. Таким образом, основанием для применения указанной льготы по земельному налогу является наличие земельных участков, занятых объектами мобилизационного назначения. В качестве надлежащего доказательства правомерности применения указанной льготы суд расценил представленный налогоплательщиком Перечень земельных участков, на которых размещены производственные и научно-исследовательские комплексы, объекты мобилизационного назначения, в том числе испытательные комплексы, полигоны и склады для хранения мобилизационного резерва на 2003 год, согласованный с первым заместителем генерального директора Российского агентства по системам управления. |
|